Методическая разработка практических занятий для студентов
Практическое занятие №4
Тема: Заболевания, сопровождающиеся кровоточивостью, системные васкулиты у детей. Геморрагический васкулит. Дифференциальный диагноз с тромбоцитопенической пурпурой, гемофилией, острым лейкозом. Принципы лечения и профилактики. Диспансеризация переболевших.
Цель занятий: научить студентов диагностике наиболее часто встречающих заболеваний из группы геморрагических диатезов; принципам терапии, оказанию неотложной помощи при геморрагическом синдроме.
Базисные знания:
1. Анатомо-физиологические особенности свертывающей системы крови у детей (Физиология плода и детей/ А.С. Батуев, В.Д. Глебовский, В.А. Жданов и др. Под редакцией В.Д. Глебовского М.: Медицина, 1988 – 224с.).
2. Коагулограмма и ее нормативы. Схема свертывания крови. Классические коагуляционные пробы (Нормальная физиология. Учебник для вузов. / Под редакцией академика РАМН Б.И. Ткаченко. – 2-ое издание исправленное и дополненное. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005 – 920с.).
|
|
Продолжительность занятий: 4, 5 часа.
Место проведения занятий: МУЗ ДГКБ № 8.
Методическое и материально-техническое оснащение:
1. Больные для курации в отделении;
2. Методическая разработка практического занятия;
3. Граф-логические структуры;
4. Макротаблицы:
- геморрагические диатезы;
5. Микротаблицы:
- схема свертывания крови;
- план обследования больных с вазопатиями, коагулопатиями;
- тромбоцитопенией;
- нормативы коагулограммы;
6. Набор фотографий;
7. Набор ситуационных задач;
8. Тест-контроль для студентов;
9. Диагностический алгоритм "Геморрагические диатезы у детей".
10.Учебный фильм.
Хронокарта занятия.
Этапы занятия | Длительность этапов |
Вступительное слово преподавателя. | 15 минут |
Тестированный контроль готовности студентов к занятию с разбором ошибок. | 30 минут |
Показ преподавателем методики исследования больного. | 30 минут |
Микрокурация и запись дневников. | 70 минут |
Разбор курируемых больных (решение ситуационных задач). | 70 минут |
Заключительное слово преподавателя. | 5 минут |
Задание на дом. | 5 минут |
Содержание темы – приложение №1
Студент должен знать
1. Анатомо-физиологические особенности свертывающей системы крови у детей.
2. Коагулограмму и ее нормативы.
3. Схему свертывания крови.
4. Классические коагуляционные пробы.
5. Определение геморрагических диатезов.
6. Болезнь Шенлейна-Геноха (геморрагический васкулит): этиопатогенез, классификация, клиника, лечение, профилактика, дифференциальный диагноз с гемофилией, тромбоцитопенической пурпурой, острым лейкозом.
|
|
7. Гемофилия: этиопатогенез, классификация, клиника, лечение, профилактика.
8. Болезнь Верльгофа (тромбоцитопеническая пурпура): этиопатогенез, классификация, клиника, лечение, профилактика.
9. Неотложную помощь при кровотечении.