Функции народной художественной культуры

Функция (от лат. functio – исполнение) – обязанность, круг деятельности; назначение, роль.

Отталкиваясь от функций «художественной культуры» как таковой, можно перенести их на «народную художественную культуру». Функциональное своеобразие Х.К. (х.к. – совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности) выражается во взаимодействии ее трех основных институтов:

· институт художественного производства

– осуществление потребности художника творить;

– осуществление первичного и вторичного уровней, творчества (творчества и сотворчества);

– организация хранения продуктов творчества;

– воспроизводство самих творцов).

· институт художественного потребления

– организация восприятия публикой художественных творений;

– формирования художественного сознания общества;

– формирование публики – индивидуальный и коллективный тип потребления.

· институт художественной критики

– связывает творцов Х.К. и публику;

– связывает Х.К. с другими элементами культуры.

Однако, следует помнить, что народная художественная культура синкретична, т.е. носит преимущественно целостный и нерасчлененный характер. Поэтому обозначение ее структуры и функций по приведенным параметрам достаточно проблематично!!!

К основным функциям фольклора относят:

1. религиозно-мифологическую;

2. ритуально-обрядовую;

3. педагогическую;

4. коммуникативно-информационную;

5. художественно-эстетическую;

и др.

1. Религиозно-мифологическая функция НХК состоит в том, что в ней воплощены мифологические представления представителей традиционной культуры об окружающем мире и человеке. Мифология как идейно-образная основа НХК представляет собой систему представлений, идеалов и норм, регулирующих все стороны жизни отдельного человека, семьи, традиционного общества в целом.

2. Мифологические представления материализуются, в частности, в системе обрядов и ритуалов календарного, годового цикла и обрядов перехода (родинных, инициационных, свадебных, похоронных). Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения.

3. Педагогическая (воспитательная) функция НХК. НХТ обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими идеалами и нормами поведения.

4-5. Информационно-коммуникативная и художественно-эстетическая функции НХК. Будучи носителем значительной информации различного содержания, НХК во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение. Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фатической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения – функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.

Художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и взаимодействии.

Для характеристики функционального своеобразия Н.Х.К. можно использовать некоторые общие функции культуры. Однако в раскрытии данных функций необходимо учитывать специфику НХК.

· мировоззренческая;

· социализации личности;

· коммуникативная;

· интегративная (объединяющая);

· обеспечение диалога культур;

· познавательная (или просветительская);

· межпоколенной трансляции опыта;

· ценностная;

· воспитательная;

· преобразующая;

· релаксации; гедонистическая (снятие стресса и получение удовольствия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: