Общие положения
1.1.1. Обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог является первоочередной обязанностью всех дорожных организаций, как проектных, так и эксплуатационных.
Проектные решения новых дорог и планируемые текущие мероприятия по ремонту и содержанию дорог и повышению безопасности движения эффективны только в тех случаях, когда они базируются на анализе закономерностей движения транспортных потоков и одиночных автомобилей, на результатах исследований причин аварийности и ухудшения условий работы водителей.
1.1.2. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог определяются скоростью и себестоимостью перевозок, безопасностью и удобством проезда по дороге, ее пропускной способностью. Они не могут быть выражены обобщенным показателем. Поэтому при оценке участка дороги необходимо выяснить: среднюю скорость движения по дороге и на отдельных участках; степень опасности дорожно-транспортных происшествий (ДТП); удобство дороги для водителей и пассажиров; пропускную способность дороги. Эти же показатели следует использовать при оценке вариантов проектных решений и мероприятий, направленных на повышение транспортно-эксплуатационных качеств дороги.
|
|
Скорость движения по дороге
Расчет скорости движения одиночных автомобилей
1.2.1. Для оценки соответствия размеров отдельных элементов дороги и их сочетаний требованиям безопасности и удобства движения на основе расчетов на ЭВМ или по вспомогательным таблицам строят эпюру изменения скорости одиночного автомобиля в зависимости от параметров продольного профиля и плана без учета ограничений, предусматриваемых Правилами дорожного движения и устанавливаемыми знаками.
1.2.2. При расчете скорости движения одиночного автомобиля за расчетный автомобиль принимают: легковой ГАЗ-24, грузовой ЗИЛ-130. На промышленных дорогах выбор расчетного автомобиля должен быть обоснован анализом состава движения или парка применяемых автомобилей.
1.2.3. Расчет скорости движения одиночного автомобиля выполняют на основе его динамических характеристик с учетом следующих рекомендаций:
а) использование передач учитывают в соответствии с данными, приведенными в табл. 1.1
б) степень открытия дроссельной заслонки в зависимости от характеристик подъема дороги и двигателя автомобиля принимают по табл. 1.2 или определяют по формуле
где: i - продольный уклон, тысячные;
L - длина участка подъема, м;
N_уд - удельная мощность двигателя автомобиля, кВт/т.
Таблица 1.1
Расчетный автомобиль | Передача | Предельная скорость | |
минимальная | максимальная | ||
Легковой (ГАЗ-24) | I | - | 41,0 |
II | 13,0 | 63,0 | |
III | 20,0 | 98,0 | |
IV | 28,0 | 142,0 | |
Грузовой (ЗИЛ-130) | II | 7,0 | 22,0 |
III | 12,0 | 38,0 | |
IV | 18,5 | 60,0 | |
V | 28,0 | 90,0 |
Таблица 1.2
|
|
Продольный уклон, %о | Степень открытия дроссельной заслонки, % | Передача, используемая грузовыми автомобилями |
0-40 | 50-60 | V, IV |
40-70 | 80-85 | III, II |
I |
Таблица 1.3
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Учитываемый фактор │ Коэффициент тау_3 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Дорожные условия в конце спуска (уклон более 30│ │
│%о): │ │
│ последующий подъем │ 1,2 │
│ кривая в плане R = 1000 м │ 0,8 │
│ малый мост │ 0,85 │
│ большой (средний) мост │ 0,7 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Дорожные условия перед подъемом (уклон не более│ │
│30%о): │ │
│ горизонтальный участок │ 1,1 │
│ спуск │ 1,2 │
│ малый мост │ 0,9 │
│ сужение проезжей части на 2 м │ 0,8 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Участки с ограниченной видимостью, м: │ │
│ в плане 600-700 │ 1,0 │
│ 300-400 │ 0,95 │
│ 200-250 │ 0,9 │
│ 100-150 │ 0,8 │
│ менее 100 │ 0,75 │
│ в профиле │ │
│ более 150 │ 1,0 │
│ 100 │ 0,95 │
│ 50 │ 0,75 │
│ менее 50 │ 0,6 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Кривые в плане радиусом, м: │ │
│ более 600 │ 1,0 │
│ 400 │ 0,92 │
│ 200 │ 0,8 │
│ 100 │ 0,75 │
│ 50 │ 0,7 │
│ менее 50 │ 0,6 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Малые и средние мосты (длина до 100 м) с шириной│ │
│проезжей части: │ │
│ менее ширины проезжей части дороги на 1 м │ 0,5 │
│ равной ширине проезжей части дороги │ 0,7 │
│ больше ширины проезжей части дороги на 1 м │ 0,85 │
│ то же, на 2 м │ 1,0 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Большие мосты (длина более 100 м) │ 0,7 │
│Пересечение в одном уровне: │ │
│ простые │ 0,75 │
|
|
│ канализированные │ 0,9 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Ширина обочины, м: │ │
│ 3,75 и более │ 1,0 │
│ 2,5 │ 0,9 │
│ 1,5 │ 0,85 │
│ 1,0 │ 0,75 │
│ 0,0 │ 0,60 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Препятствия на обочине при расстоянии от кромки│ │
│проезжей части, м: │ │
│ 0,0 │ 0,7 │
│ 0,5 │ 0,8 │
│ 1,5 │ 0,9 │
│ 2,0 и более │ 1,0 │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Населенные пункты при расстоянии до застройки: │ │
│ 15-20 м │ 0,9 │
│ 6-10 м │ 0,8 │
│ 5 м (имеются тротуары) │ 0,7 │
│ 5 м (тротуары отсутствуют) │ 0,6 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Таблица 1.4
┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ Тип разметки │ Коэффициент тау_3 при ширине проезжей │
|
|
│ │ части, м │
│ ├────────┬────────┬──────┬───────┬───────┤
│ │ 6 │ 7 │ 7,5 │ 9 │10,5 │
├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│Без разметки │ 0,70 │ 0,90 │ 1,0 │ 1,05 │ 1,10 │
├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│Краевая │ 0,64 │ 0,87 │ 0,98 │ 1,08 │ 1,15 │
├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│Осевая прерывистая │ 0,68 │ 0,89 │ 1,00 │ 1,05 │ 1,10 │
├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│То же, в сочетании с краевой │ 0,55 │ 0,74 │ 0,92 │ 1,08 │ 1,15 │
├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤
│Сплошная разделительная линия │ 0,59 │ 0,75 │ 0,78 │ 1,04 │ 1,10 │
└──────────────────────────────┴────────┴────────┴──────┴───────┴───────┘
Примечание. Значение тау_3 дано для горизонтальных участков и подъемов с уклоном менее 20%о.
в) скорость движения на спусках рассчитывают по динамической характеристике с учетом движения автомобиля с работающим двигателем и развивающим тяговое усилие. Предельно допустимая скорость на спуске принимается из условия управляемости автомобиля на данном типе дорожного покрытия:
на асфальто- и цементобетонном покрытии 90 км/час;
на щебеночном покрытии, обработанном битумом, 70 км/ч, не обработанном битумом, 60 км/ч.
г) влияние элементов плана дороги на скорость движения одиночного автомобиля учитывают путем умножения рассчитанной скорости на коэффициент тау_3, приведенный в табл. 1.3, 1.4;
д) эпюры скоростей по каждому участку дороги строят для обоих направлений движения.
1.2.4. Для более детальной оценки скоростей в свободных условиях движения на отдельных элементах и участках дорог можно пользоваться следующими формулами:
на больших мостах при габаритах от 6 до 13 м и длиной от 100 до 300 м:
2 2
v = 14,5Г - 0,111L - 0,462Г + 0,000033L + 0,00714Г - 24,23;
85%
v = 12,8Г - 0,92L + 0,00714L - 0,408Г - 21,83,
50%
где v_85% - скорость движения легкового автомобиля (типа ГАЗ-24) 85%-ной
обеспеченности, км/ч;
v_50% - средняя скорость движения легкового автомобиля, км/ч;
Г - габарит моста, м;
L - длина моста, м;
на двухполосных дорогах с продольными уклонами, совмещенными с кривыми в плане:
v = 29,0 + 3,85В - 0,53i +- 0,0096R + 10,8n - 10,3n,
0 л авт
где v_0 - средняя скорость автомобилей в свободных условиях, км/ч;
R - радиус кривой в плане, м;
i - продольный уклон, %о;
В - ширина проезжей части, м;
n_л - количество легковых автомобилей в составе транспортного
потока, доли единицы (при n_л = 1 формула дает значение
скорости движения легкового автомобиля);
n_авт - количество автопоездов в составе транспортного потока, доли
единицы.