1. Произвести качественный анализ полученных ответов. Как видно из планов интервью, каждый из вопросов имеет пять вариантов ответов, которым при оценке приписываются следующие баллы: а) 1,0 балла; б) 0,5 балла; в) 0,0 балла; г) - 0,5 балла; д) - 1,0 балла.
2. Вычислить интегральный показатель уровня адаптированности специалиста как алгебраическую сумму показателей его удовлетворенности работой и удовлетворенности руководителя (или руководителей) им как работником (это ответ на вопрос 1). При наличии нескольких руководителей соответствующий показатель вычисляется как среднее арифметическое.
Ответы на вопросы 2, 3 интервью дают определенную информацию о достоверности интегрального показателя, а также об основных возможных причинах неполной адаптации. Если ответы на первые 2 вопроса интервью явно не совпадают с ответами на третий вопрос или с данными, полученными в результате другого интервью, значит, для оценки уровня адаптированности данного специалиста необходима дополнительная уточняющая информация.
|
|
В ходе исследования иногда требуется выявить определенные тенденции в рассматриваемом явлении. Например, индекс удовлетворенности работой вычисляется по формуле:
IУД == (Pa + 0,5Pб - 0,5Рг - Рд)/100,
где Ра, Рб, Рг, Рд— процент специалистов, ответивших на последний вопрос интервью соответственно вариантам а, б, г, д. В зависимости от целей и задач исследований по аналогичной формуле на базе ответов на соответствующие вопросы интервью могут быть рассчитаны и другие индексы.
Окончательные результаты представить в произвольной форме, обусловленной характером конкретной работы.
Контрольные вопросы
1. В чем различие между понятиями «адаптация» и «адаптированность»?
2. Что следует делать в том случае, если у изучаемого специалиста несколько руководителей?
3. Каково назначение первых двух вопросов в интервью со специалистом и с руководителем?
Рекомендуемая литература
1. Арефьев С. Л. О системном подходе к изучению профессиональной адаптации. — В кн.: Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1986. С. 3—6.
2. Шадриков В. Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1994.