Недельные аудитории телеканалов (2-й квартал 2005 г.)

Телеканал Аудитория, тыс. чел. % от всего населения городов от 100 тыс. чел. в возрасте 10 лет и старше
ТВ в целом 59 939  
ПервыЙ канал   86,8
Россия 49 304 78,9
НТВ 35 723 57,2
СТС 29 027 46,5
ТНТ 23 141 37,0
РЕН-ТВ   33,1
ТВЦ 11 216 18,0
Культура   18,0
Спорт 8 188 13,1
МУЗ-ТВ   12,2
ТВ3 - Россия   10,9
MТV   9,5
ДТВ   9,2
7ТВ   5,5
Рамблер   3,1

Ведущее положение Первого канала вполне объяснимо и определяется как объективными причинами (его вещание покрывает 98% территории России, он не ориентирован на какие-то определенные Слои населения), так и некоторыми аспектами массового сознания, в частности тем, что он до сих пор воспринимается многими как «наиболее государственный» и «наиболее официальный» канал. «Время»На Первом канале остается самой популярной программой новостей вРоссии, которая собирает аудиторию в 14 млн зрителей каждый вечер имеет рейтинг около 26 %.

Важно отметить тот факт, что рейтинги популярности (объем реалЬНой аудитории) телевизионных каналов несколько отличаются отрейтингов доверия этим же каналам. И Первому такое несоответствиеСВОЙственно даже в большей степени, нежели другим каналам. ЕслиДЛя каналов НТВ, «Россия», «Спорт» показатели их популярности и доверия со стороны населения более или менее сопоставимы, то вслучае с Первым наблюдается довольно значительное между нимирасхождение: число тех, кто его смотрит, примерно вдвое выше числатех, кто испытывает доверие к этому телеканалу.

Подобная неоднозначность восприятия телеканалов в общественном сознании проявляется и в отношении населения к информационным и информационно-аналитическим передачам - наиболее ОЧевидным рычагам воздействия СМИ на общественное мнение.

Информационные передачи занимают одно из лидирующих мест по популярности у телевизионной аудитории, сравнимое с художественными фильмами и развлекательными передачами (их аудитория - свыше 60% населения). По данным Фонда «Общественноемнение», до 65% опрошенных стараются каждый день смотреть информационные про граммы, в то же время до 20% совершенно не интересуются политическими новостями. Кроме того, по данным Центра исследований политической культуры России, от 15 до 25% называют ведущие информационные передачи телевидения просто «лживыми».

Россияне предпочитают узнавать политические новости скорее по телевидению, чем из прессы. Эта тенденция вполне определенным образом фиксируется в опросах общественного мнения. Так, 90% россиян заявляют, что обычно узнают о последних событиях по телевидению, и только 18% - из сообщений прессы (по данным ФОМ).

Однако воздействие телевизионных СМИ даже при очень широком охвате вряд ли можно считать всеобъемлющим. Величина телевизионной аудитории прежде всего весьма различается в зависимости оттелеканала и времени выхода телепередач. Так, по данным Союзажурналистов, в летние месяцы до 20% горожан вообще не обращаются к телевидению.

Радио. По сравнению с эпохой Советского Союза радиовещание постепенно меняет свои функции, носит более развлекательный, свободный характер. Изменение стиля радиопередач привело к возникновению новых радиоканалов, в формате которых появились соответствующие им новые жанры, рубрики, а с ними новые радиообразы истили взаимодействия со слушателем.

Согласно исследованиям GfK-ВЦИОМ, недельная аудитория Радио России в целом по стране составляет почти 50 млн человек, т.е. около 40% населения страны в возрасте свыше 12 лет. Более 90% еГО аудитории - это слушатели первой программы радиотрансляционноЙ сети. Около половины времени, затрачиваемого населением РоссиИ на 1рослушивание радио, традиционно приходится на вещание по радуотранслЯЦИОННОИ сети.

Вещание «Радио России» во всех регионах страны перекрывается лрограммами местных государственных телерадиокомпаний (ГТРК) в основном в утренние часы, а также на непродолжительное время дем и вечером. Недельная аудитория радиопрограмм местных ГТРК в крупных городах составляет 25-30% населения.

На вторую программу радиотрансляционной сети приходится около 50% аудитории радиостанции «Маяк». В целом же недельная аудитория «Маяка» составляет около 15% населения страны.

Вещание в FМ-диапазоне занимает примерно третью часть общеГО времени слушания, и эта доля неуклонно растет.

Естественно, что профили аудитории радиотрансляционной сети и эфирного радио сильно различаются. Среди слушателей радиотрансляционной сети преобладают люди старшего и среднего возраста. Аудитория эфирного радио - молодежь, три четверти ее - слушатели в возрасте до 35 лет. Поэтому российский радиоэфир занят в основном музыкальными радиостанциями.

Среди эфирных радиостанций с большим отрывом от ближайших конкурентов лидируют «Европа Плюс» и «Русское радио». В настоящее время обе радиосети имеют примерно равную аудиторию как вМоскве, так и по стране в целом (см. табл. 7).

Почти все крупные российские радиостанции обзавелись интернет-представительствами. Однако из-за жесткой специализациистанций в условиях слабой распространенности Интернета в России, аудитория радиосайтов составляет, как правило, менее 0,5% их эфирНой аудитории, в то время как для некоторых газет аналогичное соотНошение достигает 5-15 %.

Подведем итоги. За последнее десятилетие в России сложился ноВЫй общественный институт - медиаполитическая система. Она является новым властным институтом, использующим символическиеСПособы убеждения людей; особым симбиозом информационного ресурса общероссийских СМИ и административного ресурса, мобилизованных российской властью для формирования общественногоМНения.

Важнейшую роль в структуре медиаполитической системы играот общероссийские СМИ благодаря их возможности оперативногоИНформирования практически всего населения России и мобилизаЩ1и общественного мнения. Несмотря на дифференциацию российского общества, медиаполитическая система эффективно достигаетСВоей цели. Это происходит благодаря мобилизации различных инФормационных потоков, ориентированных на различные социальНЫе группы.

Таблица 7

Объем ежедневной ауднтории радностанций, 12+

Радиостанции AвrycT 2005 r. Июль 2005 r. ИЮНЬ 2005 r.
% от числа опрошенных абс. знач., в тыс. чел. % от числа опрошенных абс. знач., в тыс. чел. % от числа опрошенных абс. знач., в тыс. чел.
             
Радио в целом 65,6   67,6   69,1  
Эфирное вещание 57,6   59,0   59,7  
Трансляционная сеть 14,7   14,8   17,5  
Радио России (В целом) 12,0   11,5   13,9  
Европа Плюс 11,4   11,4   11,7  
Русское радио 11,1   11,4   12,7  
Маяк (В целом) 9,5   9,1   10,7  
Радио Шансон 8,8   8,3   8,6  
Ретро FM 8,8   7,6   8,4  
Авторадио 8,3   9,9   9,6  
Радио-7 на семи холмах 6,9   6,4   7,3  
Наше время на МВ 6,9   6,5   6,4  
Love Radio 6,8   7,4   7,8  
Радио Максимум 6,2   5,9   7,4  
Эхо Москвы 6,2   7,3   8,1  
Радио Энергия 6,0   6,5   6,7  
Серебряный ДОЖДЬ 5,2   6,0   5,8  
Наше радио 5,0   5,0   6,2  
Динамит FM 5,0   5,0   6,0  
Хит FM 4,1   4,6   4,6  
Русское радио-2 3,9   3,7   4,4  
Первое популярное радио (Попса) 3,5   3,8   3,9  
Радио Джаз 3,4   3,3   4,1  
Радио Классик 3,1   3,1   3,8  
Маяк-24 2,5   2,5   2,6  
Радио Next 2,3   2,6   3,0  

Продолжение табл. 7

             
Радио Best FM 2,0   1,8   1,8  
Монте-Карло 2,0   1,9   2,3  
Говорит Москва 1,9   2,0   2,5  
Радио Диско 1,8   2,2   2,0  
Радио Свобода 1,8   1,8   1,2  
Радио Мегаполис 0,8   0,6   0,5  
Радио Культура 0,8   0,7   1,1  
Тройка 0,8   0,9   1,1  
Радио Мелодия 0,7   - - - -
ЮНОСТЬ 0,5   0,3   0,5  
Голос Америки 0,4   0,3   0,4  
Радио Арсенал 0,4   0,4   0,4  
Deutsche Welle 0,4   0,4   0,3  
До-Радио 0,4   0,3   0,3  
ВВС 0,3   0,5   0,5  
Radio France Internationa1e 0,0   0,1   0,1  
Радио России (l-я программа) 10,2   10,3   12,5  
Маяк (2-я программа) 5,0   5,4   6,4  
Говорит Москва (3-я программа) 1,9   2,0   2,5  

иСточНИк: КОМКОН-Медиа. 9 сентября 2005 r.

Согласно современным исследованиям, структуру российской меДиаполитической системы образуют три уровня. Первый (социетальНый) уровень - это общенациональные электронные СМИ, преждеВсего федеральное телевидение, создаюшее обшенациональное инФОРмационное пространство и более или менее единую повестку дня. К этому же уровню можно отнести ведушую обшероссийскую прессу, кОТорая хоть и не является такой же влиятельной, как центральное телевидение, но помогает вести узконаправленные политические Кампании, ориентированные на региональных «лидеров общественногомнения». Кроме того, используя телевидение и качественную прессуодновременно, можно проводить более эффективные информационные кампании.

Как особенную часть первого уровня медиаполитической системыI следует рассматривать печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата, ставящие себя «ВНеполитики». Такими СМИ, как правило, являются коммерческие ИЗДания, телевизионные и радиокомпании. Эти СМИ обычно ориентированы на получение прибыли, однако они бывают вовлеченными в локальные разовые политические кампании или участвуют в нихопосредованно, чаще в крупнейших общенациональных политических проектах, являясь «резонаторами» или «глушителями» той илииной информационной кампании.

Второй (региональный) уровень медиаполитической системы это региональные электронные или печатные СМИ, часто убыточныеи контролируемые региональной администрацией, решающие узконаправленные политические интересы своих инвесторов во времяили в поддержку избирательных кампаний.

Третий уровень медиаполитической системы России - э1'О прежде всего Интернет, бурное развитие которого в России пришлось на 1999 год. Интернет-ресурсы функционируют, как правило, по рыночным экономическим законам.

В целом медиаполитическая система искажает роль института СМИ в обществе. Вместо независимого от власти института информирования общество имеет СМИ, которые интегрируются во властные институты, лишь формально сохраняя свою независимость.

Следует подчеркнуть, что глубоко и системно феномен медиаполитической системы еще не изучен и требуется дальнейшее осмысление потенциала медиаполитической системы в отношении влияниЯна общественное поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: