Основные субъекты публичной политики

Сущность публичной политики.

Публичная политика — это способ участия общества в принятии решений.

Публичная политика – это открытое коммуникативное пространство, где протекает диалог государства и гражданского общества в процессе осуществления публичной политики. Важнейшими элементами публичной политики являются гражданское общество, публичное пространство, диалог государства и гражданского общества, механизм обратной связи и другие институты публичной политики.

Можно сказать, что в самом общем виде институты публичной политики это «совокупность норм и правил (как формальных, так и неформальных), структурирующих взаимодействие между организациями гражданского общества и государством», а так же коммуникацию между «третьим сектором», бизнесом («вторым сектором») и индивидами. Публичная сфера предполагает политическую и экономическую автономию, независимость, как от государства, так и бизнеса. Публичная сфера с входящими в нее институтами публичной политики не может быть создана какому-либо указанию «сверху». Она формируется и функционирует на основе добровольности и равноправия индивидов, объединившихся «для достижения общих целей, связанных, в том числе с возможностью оказывать влияние на принятие управленческих решений».

Посредством диалогического дискурса общество и отдельные граждане включаются в дискурсивный процесс делиберативной выработки и принятия решений. Публичный характер политики предполагает, что политические решения и программы не только осуществляются в интересах общества и направлены на удовлетворение его наиболее важных потребностей, но и подлежат общественному контролю на каждом из этапов их реализации. В этом заключается не только легитимация принимаемых решений, но и легитимность самой власти.

Основные субъекты публичной политики

Субъекты публичной политики – государство, бизнес-структуры и организации гражданского общества – ведут переговоры, кооперируются, координируют действия, конфликтуют, конкурируют, лоббирую свои интересы и т.д., осуществляя эти и другие типы диалогического взаимодействия в сфере публичной политики. В процессе институционализации интерсубъективных практик взаимодействия в публичной сфере субъекты диалога становятся институциональными субъектами публичной политики, то есть носителями определенных норм и правил коммуникативного действия, регулирующих и налагающих институциональные ограничения на поведение субъектов хабитуализированной интеракции.

Современная политическая наука так и не выработала универсального и общепринятого определения гражданского общества. Гражданское общество (civil society) представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов, которые соединяют отдельного индивида или домохозяйство с государством (властью) и бизнесом (организациями частного сектора экономики). Основной функцией гражданского общества, как указывают А. А. Аузан и В.Л. Тамбовцев, является представление (репрезентация) интересов граждан путем их артикуляции и трансляции в процессе «переговоров» с органами государственной власти и/или бизнес-структурами.

На диалоговом характере публичной сферы и публичной политики акцентируют внимание многие российские политологи. Так, к примеру, Н. А. Баранов вполне справедливо отмечает, что «сущность публичной политики заключается в отражении интересов общества через диалог с властью посредством налаженного коммуникационного процесса, в котором принимают участие, с одной стороны, государство, с другой – институционализированное гражданское общество».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: