Прогнозирование позиций судов в режиме ЛИД

В этом режиме все цели и свое судно имеют векторы ЛИД, показывающие, где будут все суда через время прогноза. Увеличивая время прогноза, оцениваем степень опасности столкновения. В ситуации, аналогичной рис. 4.2, видно, что опасность представляет судно, с которым свое судно приходит одновременно через 18 мин в одну точку. Судно 2 не опасно, так как свое судно проходит по носу у него. Суда 3 и 4 сближаются между собой опасно, и следует ожидать их маневрирования.

В режиме ЛИД дистанция и время расхождения оцениваются более приближенно, чем в режиме ЛОД. Кроме того, по сравнению с векторами ЛОД при формировании векторов ЛИД дополнительно вносятся погрешности вследствие погрешностей курса и скорости своего судна, которые могут оказать существенное влияние на оценку степень опасности расхождения. Поэтому оценка степени опасности столкновения не должна основываться только на сведениях об истинном движении. Оценивая степень опасности по ЛИД, надо дополнительно или переключить в режим ЛОД или использовать цифровую информацию о DKp и tKP.

Поскольку, как правило, режим ЛИД используется в САРП без смещения центра развертки (т. е. высвечиваются векторы ЛИД, но эхо-сигналы и символы перемещаются по ЛОД), следует помнить, что продолжение послесвечения (если оно есть) представляет собой линию относительного движения, хотя установлен режим ЛИД.

Использование цифрового формуляра. Для определения Dкр и tкр интересующей судоводителя цели необходимо вывести на индикацию ее формуляр. Для этого последовательным нажатием кнопки «Формуляр» или перемещением маркера (в зависимости от типа САРП) наводят координатный маркер на нужную цель, а на панели управления переключают формуляр в положение «Дистанция — Время» (если данные формуляра индицируются попарно). Значения DKP и tKP высвечиваются на экране индикатора или на специальном цифровом табло.

Как правило, цифровой формуляр используется совместно с режимами ЛОД или ЛИД. С целью контроля, исключения промахов оператора (например, перепутывания ЛИД и ЛОД) целесообразно всегда при оценке опасности столкновения использовать два разных режима (обычно ЛИД или ЛОД и цифровой формуляр).

Предупредительная сигнализация.

В САРП предусмотрена оценка опасности столкновения путем сравнения DKP и Ткр цели с заданными оператором с пульта управления допустимыми значениями Dдоп и Тдоп имеющие DKp<Dдоп и Ткр<Тдоп классифицируются, как опасные цели. Если до этого цель не имела признака опасной цели, она классифицируется, как новая опасная цель. По признаку новой опасной цели срабатывает следующая предупредительная сигнализация: мерцает или отмечается повышенной яркостью символ и вектор цели или дополнительно к символу сопровождения цель обозначается символом опасности, загорается светящаяся кнопка «Опасная цель», включается звуковая сигнализация. После того как оператор, посмотрев на экран индикатора и обнаружив новую опасную цель, нажмет кнопку «Опасная цель», звуковая сигнализация и подсветка кнопки отключаются и цель переводится из разряда «Новая опасная цель» в разряд «Опасная цель». Символ опасности или мерцание вектора цели на экране индикатора продолжают отмечать цель до тех пор, пока она не перестанет быть опасной. Если в процессе маневрирования эта цель перестанет быть опасной, а потом вновь станет опасной, она будет снова классифицироваться, как новая опасная цель.

Задержки в оценке опасности столкновения.

После захвата цели требуется определенное время для накопления информации о цели и вычисления, относительных курса и скорости цели ДKP и tKP. Поэтому первоначально у цели появляется символ сопровождения без вектора ЛОД или ЛИД. Согласно требованиям ИМО, не позднее чем через 1 мин вычисляются предварительные, имеющие большую погрешность значения Ко, Vo и DKV. Постепенно данные уточняются, и через 3 мин вычисленные значения Ко и Vo (для построения вектора ЛОД),предъявляемым к точности выдаваемой САРП информации. Таким образом, только через 3 мин после захвата цели судоводитель имеет возможность достоверно оценить степень опасности столкновения.

Такое же время требуется на получение достоверной информации о Дкр и Ткр.

При маневре курсом или, особенно, скоростью, предпринятом своим судном или целью, ЛОД представляет собой криволинейную траекторию.

Система сопровождения будет в этом случае давать некоторые осредненные за время сглаживания (около 1 мин 15 с) промежуточные значения относительного курса и относительной скорости, что внесет погрешность в вычисляемые значения дкр и tKP. Понадобится около 3 мин после окончания маневра, чтобы стабилизировать вычисляемые значения ДКР и ТKP. Маневр по расхождению должен выполняться заблаговременно с тем, чтобы с учетом задержек в получении информации от САРП проконтролировать эффективность предпринятых действий и в случае необходимости скорректировать их.

Точность определения DKр и tKр. На точность определения DKр иТ Кр влияют погрешности в определении пеленга и дистанции до цели вследствие погрешностей РЛС и погрешностей алгоритма обработки информации на ЭВМ.

Погрешности измерения пеленга возникают вследствие следующих причин: бортовой качки, флуктуации центра отражения цели, асимметричности диаграммы направленности антенны в горизонталь­ной плоскости, мертвого хода антенны, погрешностей гирокомпаса, азимутальной погрешности квантования.

Погрешности измерения дистанции возникают вследствие бортовой качки судна, наклона переднего фронта эхо-сигнала, погрешности квантования.

Наличие рассмотренных погрешностей приводит к погрешности в определенииДкр и ТКр. Эти погрешности будут зависеть от расстояния до цели, ее ракурса, курсового угла на цель, скорости относительного сближения. В технических требованиях ИМО к САРП приведены требования к точности САРП для четырех случаев взаимного расположения судов. Приведенные величины показывают, что,несмотря на высокую точность обработки данных, на ЭВМ. Вследствие погрешностей датчиков, в первую очередь погрешностей радиолокационного оборудования, погрешности в определении дKp достигают значительных величин.

Чрезмерное доверие к выдаваемым САРП данным, расхождение с судами по данным САРП на очень малых расстояниях может привести к опасности столкновения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: