Ответ к заданию. Определение избыточности текстов (к беседе третьей).
Избыточность первого стихотворения: И==64,7 %.
После сжатия текста получаем лаконичное выражение: «По глазам видно, что он плут». Количество слов — 6. В исходном тексте — 17 слов. Таким образом, вычисляем:
И=((17-6)/17)*100 % =64,7 %. Избыточность второго стихотворения: И=0 %.
Решение задания. Определение способности к антиципации (к беседе четвертой).
Над городом низко повисли снеговые тучи. Вечером началась пурга. Снег повалил большими хлопьями. Холодный ветер выл как волк, дикий и голодный. На конце пустынной и глухой улицы вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с трудом пробиралась по сугробам. Она была худа и бедно одета. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали и мешали ей идти. На ней было плохое пальто с узкими рукавами, а на плечах шарф. Вдруг девочка остановилась и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец, она стала на колени и своими посиневшими от холода ручонками стала шарить по сугробу.
Оценка: если вы правильно заполнили все пропуски — отлично; не заполнили или заполнили неправильно 2 пропуска — хорошо, 4 пропуска — удовлетворительно, 6 пропусков и более — плохо.
Приложение 5
Контрольные вопросы к текстам для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания
Текст № 1.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные (название газеты, дата).
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. В каком институте разработан новый прибор?
6. Что изучает прибор?
7. Сколько он весит?
8. Какой элемент питания используется?
9. Время непрерывного действия прибора?
10. Из какого материала изготовлен прибор?
Текст № 2.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. О чем эта статья?
5. В чем особенность интеллектуального поведения?
6. Что намечает человек перед решением задачи?
7. От кого зависит выбор правильного решения задачи?
8. Что подсчитал профессор А. Р. Лурия, говоря о поведении человека?
9. Из каких трех фраз состоит интеллектуальный процесс?
10. Что такое интеллект?
Текст № 3.
1. Название статьи.
2. Автор статьи.
3. Выходные данные.
4. Какой проблеме посвящена статья?
5. В каких двух направлениях приучают детей в Японии планировать свое время?
6. Каким навыкам обучают школьников в японских школах?
7. Что такое система оценок по контракту?
8. Сколько вопросов включает методическая разработка для оценки на пять?
9. В чем особенность оценки знаний в случае невыполнения контракта?
10. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?