Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, связанных с коррелирующих с общедидактическими.
Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы модульного обучения:
v Модульности.
v Структуризации содержания обучения на обособленные элементы.
v Динамичности.
v Действенности и оперативности знаний и их системы.
v Гибкости.
v Осознанной перспективы.
v Разносторонности методического консультирования.
v Паритетности.
Принцип модульности
Принцип модульности определяет модульный подход к обучению, выражающийся через содержание, организационные формы и методы обучения. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным "функциональным узлам" – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. В широком смысле модуль это учебный элемент в форме стандартного пакета (комплекта), состоящего из следующих компонентов:
- точно сформулированная учебная цель;
- список необходимого оборудования, материалов и инструментов;
- список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи;
- собственно учебный материал в виде текста лекций;
- методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу;
Реализация принципа модульности обеспечивается следующими педагогическими правилами:
- учебный материал нужно конструировать таким образом,
чтобы он в виде модульной программы или модуля вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических цепей;
- учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цепи, из отдельных модулей;
Принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы
Требует рассматривать учебный материал в рамках модуля не только как единую целостность, направленную а решение интегрированной дидактической цепи, но и как имеющий определенную структуру, состоящую из обособленных элементов. Этот принцип имеет определенное сходство с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако существует и принципиальное отличие. Данный принцип в программированном обучении требует деления материала на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения порции, тогда как в модульном обучении перед каждым элементом ставится вполне определенная деятельностная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Элементы могут быть как взаимосвязанными, так и самостоятельными.
При реализации принципа структуризации содержания обучения на обособленные элементы следует придерживаться следующих педагогических правил:
- в интегрированной дидактической цели следует выделять
структуру частных целей;
- достижение каждой частной цели должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
- совокупность элементов, служащих для достижения отдельных подцелей (частных целей) одной интегрированной дидактической цели, должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменениесодержания модулей с учетом динамики социального заказа.
Принцип динамичности модульного обучения описывается следующими педагогическими правилами:
- содержание каждого элемента и, тем самым, каждого модуля может легко изменяться или дополняться;
- конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
- модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы требует, чтобы обучаемые усваивали только действенные, оперативные знания.
Оперативные знания приобретаются тогда, когда обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. Очевидно, что говорить о системе действенных и оперативных знаний можно только при их неразрывном единстве с умениями.
При реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
- цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах видов деятельности и способов действий;
- для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное, и междисциплинарное построение содержания модулей;
- обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению;
- необходимо ясно показывать возможности переноса знаний из одной сферы деятельности в другую.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и, соответственно, модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.
При реализации принципа гибкости в модульном обучении необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
- для индивидуализации содержания обучения по критерию базовой подготовленности необходимо проводить входную диагностику знаний;
- входная диагностика знаний должна строиться таким образом, чтобы по ее результатам легко можно было построить индивидуализированную структуру конкретного модуля;
- для индивидуализации содержания обучения исходя из индивидуализированных целей обучения необходимо проводить анализ потребности в обучении со стороны обучаемого или других заинтересованных лиц или организаций;
- для индивидуализации содержания обучения можно пользоваться и комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения; в этом случае индивидуализация должна проводиться двухступенчато, начиная с входной диагностики знаний и кончая анализом потребностей в обучении;
- необходимо обеспечивать индивидуальный темп усвоения;
- методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии учения;
- необходимо обеспечивать индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.
6. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания и осознания обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив учения.
При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
- каждому обучающемуся в начале обучения необходимо представить всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период обучения);
- в модульной программе необходимо точно указать комплексную дидактическую цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат;
- модульная программа должна включать в себя программу учебных действий для достижения намеченной цели, то есть обучающийся должен обеспечиваться путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив;
Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности педагога.
Педагогические правила реализации принципа разносторонности методического консультирования в процессе модульного обучения следующие:
- учебный материал должен представляться в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;
- в модулях должны предлагаться различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный, оригинальный путь усвоения;
- в модулях должно осуществляться методическое консультирование педагога по организации процесса обучения: в качестве альтернативных решений должны представляться различные методы и организационные схемы обучения, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходящие для усвоения порции конкретного содержания;
Принцип паритетности в модульном обучении требует субъект-
-субъектного взаимодействия педагога и обучаемого.
В основе модульного обучения лежит паритетное взаимодействие педагога и обучающегося на субъект-субъектных основаниях (S1-S2), включая модульную программу (МП) (см. рис. 1).
Рис. 1 Паритетное взаимодействие в модульном обучении
Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следующих педагогических правил:
- модульная программа (модули) должна обеспечивать возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимся до определенного уровня;
- модульная программа должна освобождать педагога от выполнения часто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;
- модульная программа (модули) должна создавать условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;
-
Вышеперечисленные принципы модульного обучения опираются на общедидактические принципы и взаимосвязаны с ними. Почти все они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации принципов модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, действенности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы и разносторонности методического консультирования. Пути взаимодействия обучаемого с педагогом также определяются принципом разносторонности методического консультирования.