Введение. Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках.
В первые месяцы в школе начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Для многих детей адаптация к школе (приспособление к школьным условиям) является сложным испытанием. Первоклассник сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В этом ему должен помочь учитель, а учителю поможет данное пособие.

Цель методического пособия – помочь учителям создать условия успешной адаптации первоклассников к школьной жизни, а именно:

· обеспечить знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;

· способствовать психологической адаптации детей в школе;

· развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение и др.);

· формировать классный коллектив.

Методическое пособие разработано на основе учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой, содержит в себе календарно-тематическое планирование по данному курсу, 26 технологических карт адаптационных занятий и приложения к ним.

Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления методов работы.

В технологических картах занятий пособия указаны этапы урока, их продолжительность, названия заданий, методов, форм организации учебно-познавательной деятельности; дано подробное описание заданий (цель задания\метода; необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода; предварительная подготовка (если требуется); проведение; примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода), четко прописаны инструкции учителя обучающимся в ходе проведения задания, а также определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе выполнения каждого задания.

В приложениях к технологическим картам содержатся различные знаки, карточки, раздаточный и иллюстративный материал.

Данное методическое пособие предназначено не только для учителей начальных классов. Оно также будет полезно студентам педагогических колледжей, университетов.


Примерное календарно-тематическое планирование модульного учебного курса

«ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ»

(объем 30 часов)

Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями. Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.

Цели учебного модульного курса:

· заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;

· оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования.

Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» организуется образовательным учреждением с 1-ого сентября. Учитель начальных классов проводит 3 занятия каждый учебный день по тематическому планированию, представленному в данных методических рекомендациях. Учебные предметы: обучение грамоте (письмо, чтение), математика не являются содержательной частью данного учебного модуля. По желанию образовательного учреждения возможно проведение 4-ого занятия по учебным предметам: окружающий мир, ИЗО, технология, музыка, физическое воспитание только в игровой форме и в соответствии с программой начального общего образования.

Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» находит отражение в классном журнале. Для этого отводится первая страница журнала, о чем выполняется запись в листе «Содержание». На странице журнала оформляется список класса, и записываются темы занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь». Работа в рамках этих предметов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием, утвержденным руководителем образовательного учреждения.

Дата № урока п/п Тема урока Цель (цели) урока
1-ый учебный день сентября   1. Давайте познакомимся Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.
  2. Режим дня школьника Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок».
  3. Я и мои товарищи Ввести схему класса, устанавливать взаимно однозначные соответствия между элементами схемы.
2-ой учебный день   1. Приветствие друг друга. Познакомить с разными формами приветствия.
  2. Введение знак «Хор», противопоставление знаку «Я». Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности.
  3. Оценка. Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки.
3-ий учебный день   1. Учимся работать вместе. Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы».
  2. Детское сотрудничество. Формировать умение у учащихся слушать друг друга, адресоваться друг к другу, ждать реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и «-«.
  3. Внешняя оценка и самооценка. Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно.
4-ый учебный день   1. Отработка введенных ранее знаков. Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе.
  2. Как надо и как не надо спорить? Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному. Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить.
  3. Диагностика и отработка разных критериев оценки. Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики.
5-ый учебный день   1. Введение знака «Вопрос». Познакомить с ситуацией обращения к учителю. Формировать умение брать на себя инициативу. Способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную.
  2. «Я хочу задать вопрос учителю!» Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать.
  3. Работаем вместе. Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого.
6-ой учебный день   1. Говорить не страшно! Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков.
  2. «Я хочу задать вопрос товарищу!» Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. Вырабатывать умение договариваться, «содействовать»
  3. «Понятно ли мы говорим?» Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному.
7-ой учебный день   1. «Понятно ли мы говорим?» (адресованность действия при групповом взаимодействии) Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом.
  2. Ловушки. Учить основам рефлексии.. Формировать умение «внимательно слушать говорящего». Познакомить с новым знаком «Л»
  3. Оценивание и самооценивание. Отрабатывать умение оценивать себя и одноклассников.
8-ой учебный день   1. Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения.
  2. Решение практических задач. Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью.
  3. Учимся работать вдвоем. Актуализировать навыки содержательного взаимодействия применительно к парной работе.
9-ый учебный день   1. Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. Анализировать успешность освоения способов действий каждым учеником при работе в парах и группах. Упражнять в употреблении изученных знаков.
  2. Критерии оценки, точка зрения оценивающего Отрабатывать умение оценивать друг друга, находить оптимальное решение. Вырабатывать стремление и потребность оказания помощи одноклассникам.
  3.   Подготовка к празднику «Посвящение в ученики».
10-ый учебный день   1.   Праздник «Посвящение в ученики» Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия учащихся.
  2.
  3.
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: