Анализ конкурентоспособности состоит из следующих этапов:
№ 1. Выборка фирм конкурентов.
№ 2. Проведение сегментации рынка.
№ 3. Выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия.
№ 4. Определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятий для каждой группы критериев.
Этап 1. По автосалонам являющимся официальными дилерами японских автомобилей в г. Сургуте была произведена выборка фирм. Критериями определяющими круг конкурентов являются:
- реализация автомобилей автосалонами на условиях дилерского договора;
- реализация автомобилей японского производства.
Таким образом, конкурентами автосалона «Тойота Центр Сургут» на сургутском автомобильном рынке являются:
1. ООО «Мирай-Сургут» - реализация автомобилей марки «Субару»
2. ООО «Восток-Моторс» - реализация автомобилей марки «Мазда»
3. ООО «Сибкар» - реализация автомобилей марки «Мицубиси»
3. ООО СК Моторс» - реализация автомобилей марки «Ниссан»
5. ООО «Автоуниверсал-Восток» - реализация автомобилей марки «Хонда»
|
|
Этап 2. На втором этапе анализа конкурентоспосбоности был произведен расчет долей рынка, занимаемых фирмами, попавшими в выборку. Результаты расчета были представлены в форме, показанной в виде таблицы 3. Данные таблицы представлены согласно анализа рынка японских автомобилей г. Сургут опубликованном на сайтах www.autosurgut.ru, www.aurgut.ru, www.isurgut.ru.
Таблица 3 - Расчет долей рынка официальных дилеров автомобилей японского производства г. Сургута
№ п/п | Название предприятия | 2011 год | 2012 год | Относ. откл. объема продаж, % | Относ. откл. доли в общем обороте, % | ||
Объем продаж (тыс. руб.) | Доля в общем обороте | Объем продаж (тыс. руб.) | Доля в общем обороте | ||||
«Тойота Центр Сургут» | 1136866,3 | 17,9 | 1358330,4 | 18,3 | 119,5 | 102,3 | |
ООО «Мирай-Сургут» | 14,7 | 15,0 | 118,6 | 101,6 | |||
ООО «Восток-Моторс» | 15,9 | 16,6 | 121,8 | 104,4 | |||
ООО «Сибкар» | 17,8 | 17,5 | 114,7 | 98,3 | |||
ООО «СК Моторс» | 17,8 | 17,5 | 115,0 | 98,5 | |||
6. | ООО «Автоуниверсал-Восток» | 15,6 | 14,8 | 110,7 | 94,8 |
Из представленных данных можно заключить, что за последние два года ситуация на рынке японских автомобилей г. Сургута достаточна стабильна и практически не претерпела изменений.
Лидером по объемам продаж является автосалон «Тойота Центр Сургут», который занимает 17,9% в 2011 году и 18,3% в 2012 году общего объема продаж на анализируемом рынке. За 2012 год доля в общем объеме продаж увеличилась на 2,3%. Автосалон имеет высокую репутация, является одним из первых официальных дилеров в городе.
На втором месте по охвату рынка находятся автосалоны СК «Моторс» и ООО «Сибкар». Их доля рынка примерно одинакова как в 2011 (17, 8%) году так и в 2012 году (17,5). У предприятий присутствует положительная динамика прироста уровня продаж (СК «Моторс» -15%, ООО «Сибкар» -14,7%). При этом за анализируемы период предприятия уступили рынок конкурентам. (СК «Моторс» -1,7%, ООО «Сибкар» -1,5%)
|
|
Рисунок 7 - Оценка долей рынка официальных дилеров автомобилей японского производства г. Сургута
Лидером по увеличению уровня продаж является ООО «Восток-Моторс», его выручка выросла на 21,8%, при этом автосалон достаточно динамично увеличил свою долю рынка (на 4,4%). В 2012 году автомобили марки «Мазда» имели большую популярность.
На следующем месте находится автосалон ООО «Автоуниверсал-Восток». Хотя и автосалон увеличил объем реализации на 10,7% доля его рынка снизилась на 6,2%. В связи с экономическим кризисом, востребованность данной марки машины снизилась вследствие высоких цен на покупку и обслуживание.
На последнее месте находится автосалон «Мирай-Сургут». Данный автосалон является развивающимся предприятием и появился сравнительно недавно, при этом предприятие демонстрирует высокие темпы увеличения продаж (на 18,6%) и динамичное расширение рынка сбыта (на 1,6%).
Этап 3. Далее необходимым является выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия и определение коэффициентов весомости выбранных критериев. Данная информация приведена в таблице 4.
Таблица 4 - Выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия и определение коэффициентов весомости
№ п/п | Критерий оценки | Уровень важности критерия, % |
Скорость доставки автомобиля покупателю | 0,18 | |
Широта модельного ряда. | 0,08 | |
Уровень наценки автосалона | 0,08 | |
Широта услуг, предлагаемая автосалоном | 0,18 | |
Размеры торговых площадей, количество выставленных в салоне машин | 0,08 | |
Численность, квалификация и приветливость продавцов-консультантов | 0,08 | |
Пропускная способность станции технического обслуживания, численность и квалификация ремонтных рабочих. | 0,18 | |
Удобство месторасположения автосалона | 0,03 | |
Интенсивность рекламного воздействия | 0,05 | |
Репутация и имидж автосалона | 0,06 | |
Итого |
Критерии оценки конкурентоспособности и их уровень важности определен на основе экспертного опроса в котором участвовали:
1. Руководители автосалонов участвующих в исследовании.
2. Руководители и сотрудники отделов реализации автосалонов участвующих в исследовании.
Оценка произведена автором дипломного проектирования.
В целом прошло экспертный опрос 5 руководителей автосалонов, 5 начальников отделов реализации автосалонов, 42 сотрудника отделов реализации автосалонов.
Экспертная оценка производилась на основе статистического метода - оценки, получаемые в результате обработки суждений экспертов об оцениваемом объекте. В основу метода моложена методика «Дельфи». Алгоритм работы экспертов по методу "Дельфи":
- формулировка задачи;
- выявление мнения каждого эксперта;
- выявление преобладающего мнения;
- выявление крайних суждений на основе статистической оценки.
Таким образом, информация данного параграфа свидетельствует о том, что первоначальная оценка рыночных позиций автосалона «Тойота Центр Сургут» свидетельсвет, что предприятие занимает значительную долю рынка японских автомобилей г. Сургута. Тем не менее, рынок развивается, и новые участники данного рынка набирают свои торговые обороты, при этом обостряется конкуренция.