Природа политологических знаний и функции политологии

Весь разнообразный методологический и методический арсенал современной политической науки подчинен одной цели - получению достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии. Какую же природу имеет политологическое знание, является ли оно объективной, независимой от человека и его сознания истиной или же имеет нормативный характер - устанавливает разрешения и запреты, обосновывает политические идеалы, дает оценку политическому строю, институтам, нормам и событиям, определяет образцы должного поведения людей?

Традиционно, вплоть до конца XIX века в политической науке преобладал нормативный подход и нормативные знания. Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию изначально присущих человеку естественных прав. И поэтому различные политические теории можно было оценивать не столько как истинные или ложные, сколько как хорошие или плохие, социально полезные или вредные, гуманные или негуманные, прогрессивные или реакционные.

Нормативные знания и сегодня остаются важной составной частью политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, ведет поиск наилучших, наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Нормативные теории и суждения, в конечном счете, отражая те или иные социально-политические закономерности, все же не носят характер объективной истины. Их истинность, если здесь вообще применимо это понятие, конвенциальна, т.е. зависит от признания людьми. Так например, суждение "Демократия - наилучшая форма государства" не является объективной истиной, т.е. его нельзя проверить, верифицировать. Кроме того, для некоторых народов может быть наиболее приемлемым иной тип государства, скажем, просвещенная монархия или теократическая республика.

Зависимость части политических знаний от их признания людьми не означает их абсолютной релятивности, так как, в конечном счете, само сознание людей, принятие или непринятие ими тех или иных политических теорий и идей во многом детерминированы уровнем материально-технического, экономического, политического и социально-культурного развития. Применительно к демократии это проявляется в растущей тяге к ней народов мира по мере повышения степени их цивилизованности. Однако в целом истинность нормативных политических суждений, по крайней мере, по своей форме, конвенциальна. Это в частности, означает, что насильно навязанные народу, даже в общем-то прогрессивные концепции, ценности и порядки не будут для него политической истиной, ибо в сфере нормативных знаний ее необходимым условием является свободный выбор человека, ее субъективное признание.

Если одна часть политологических знаний носит нормативный характер и не может рассматриваться как объективная, не конвенциальная истина, то их вторая, основополагающая часть адекватно отражает реальные политические процессы и явления не зависит от сознания людей. Она опирается на эмпирические данные и подлежит верификации, что означает возможность других исследователей, используя те же самые процедуры, получить тот же результат. Научные политические знания обладают способностью объяснить и предсказать определенные события. К объективной политической истине относятся конкретные описания политических фактов: результатов выборов, опросов общественного мнения, реальных событий и т.д., а также, проявляющиеся как тенденции политические закономерности, например, устойчивые связи между избирательным законом и количеством партий в государстве или же сформулированный Р. Михельсом "железный закон олигархий".

Специфика политологического знания предопределяет роль и функции этой науки в обществе. Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяют политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или же гносеологическую функцию. Оней уже говорилось выше.

Политология не ограничивается адекватным отражением и творческим конструированием действительности, но и дает оценку политическому строю, институтам, поведению и событиям. В этом выражается ее аксеологическая, оценочная функция. В странах "реального социализма" эта функция политической науки подменялась классовым подходом. Тем самым политология лишалась единых критериев оценки. Под предлогом буржуазной тенденциозности политической науки на Западе отрицались ее основополагающие идеи и оправдывалось подчинение политической мысли в собственных странах власть имущему слою. Сегодня признание международным сообществом лежащих в основе политики общечеловеческих гуманистических ценностей, ее человеческого измерения расширяет аксеологические возможности политической науки и ее активное гуманистическое влияние на мировые политические процессы.

В демократических государствах политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, демократической политической культуры населения. Суть этой функции охарактеризована во введении.

Усвоение политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, т.е. оказывать непосредственное влияние, на их политическое поведение. Применение политологических знаний и рекомендаций в практической деятельности по руководству людьми - путь к гуманистической рационализации всего политического строя. Степень научной мотивации политических действий является, пожалуй, важнейшим показателем уровня развития политической культуры.

Политология выполняет функцию рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Эта наука выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов.

Конечно, даже в наиболее передовых демократических странах реальная политическая жизнь, в том числе управление обществом, далеко не во всем и не всегда строятся по рецептам политологии, которая не в состоянии отразить все богатство и динамизм политических событий. Практическая политика требует не только научных знаний, но и искусства политического руководства, основанного на организаторских способностях, умении управлять, политическом опыте, чутье и интуиции. Реальная политика во многом иррациональна, является процессом и результатом борьбы за власть, соперничества различных интересов и амбиций, поиска компромиссов и консенсуса. Поэтому детально обоснованная Д. Кембеллом задача построения этой сферы на базе научной логики, рациональной модели управления обществом, принятия и осуществления политических решений, оптимальных для всех граждан до сих пор далека от своего выполнения. И все же в ходе развития человечества влияние политологии на политические и социальные процессы заметно возрастает, обогащается ее содержание и парадигмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: