Исследование уровня открытости и доступности государственной и муниципальной власти Курской области
Результаты исследования по определению уровня удовлетворенности населения доступностью и открытостью власти
Одной из главных задач на современном этапе формирования качественно нового государственного управления в условиях демократических преобразований становится совершенствование характера взаимоотношений властных структур и населения, когда государство осуществляет взаимодействие с гражданами на паритетных основах. Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых пределах предоставлять объективную информацию о своих решениях и действиях, то есть следовать принципам информационной транспарентности, среди которых основными являются:
· регулярность и оперативность предоставления информации;
· доступность, достоверность и полнота содержания информации;
|
|
· установление разумного баланса между открытостью и соблюдением интересов государственного органа.
В рамках дипломной работы был проведен опрос «Исследование уровня взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Курской области». Опрос был проведен посредством социальных сетей и форумов в сети Интернет. Период проведения – апрель 2015 года. Среди респондентов жители Курской области (г. Курск, г. Железногорск, г. Курчатов, г. Фатеж, г. Обоянь, г. Льгов, г. Суджа, г. Щигры, г. Рыльск и их районы), метод анкетирования, n=113, выборка случайная. Результаты опроса представлены в виде диаграмм:
Диаграмма 1 – Участие населения в различных формах взаимодействия с органами местного самоуправления
Источник: Собственные разработки автора
По мнению респондентов, наиболее востребованы такие формы взаимодействия органов местного самоуправления и общества, как:
· Митинги, шествия (58,4%);
· Публичные слушания (19,5%).
Популярность митингов и шествий среди граждан, скорее всего, объясняется тем, что эта форма носит характер массовости. Гражданин, принимающий участие в них, чувствует себя психологически защищенным, так как теряется среди остальных в толпе. При этом он испытывает чувство единения с другими гражданами, осознает, что он не одинок в своих взглядах. Примерно этими же факторами можно объяснить и востребованность публичных слушаний среди населения. Вдобавок к этому публичные слушания – одна из наиболее часто используемых и информированных форм взаимодействия населения и органов власти. Здесь граждане могут непосредственно принять участие в управлении делами города и области, высказать свою позицию по тому или иному вопросу.
|
|
Большой процент опрошенных (22,1%) утверждает, что никогда не принимал участие в каких-либо формах взаимодействия населения и органов власти, а 5,3% затруднились ответить. Это неутешительный результат, так как большое количество людей не хотят или не имеют возможности участвовать в делах Администрации и выражать свою точку зрения по отдельным вопросам. Именно на снижение этого процента людей и должна быть направлена политика обеспечения открытости и доступности власти по всей области.
Наименее востребованными оказались следующие формы взаимодействия органов местного самоуправления и общества:
· Обращения в органы муниципальной власти – 7,1%;
· Правотворческая инициатива граждан – 4,4%;
· Коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативно-правовых актов и иных, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, решений органов власти – 2,7%;
· Общественная экспертиза социально значимых решений органов исполнительной власти Курской области – 0%.
Эти формы взаимодействия являются чуть ли не главными среди остальных. К сожалению, в Курской области они пока не востребованы. Возможно, их внедрение и развитие случится в ближайшем будущем. Однако обращение в органы муниципальной власти – давно изученная и внедренная форма взаимодействия. Но как оказалось, население не очень активно практикует ее.
Диаграмма 2 – Эффективность различных форм взаимодействия общества с органами местного самоуправления
Источник: Собственные разработки автора
В результате ответов на данный вопрос самой эффективной формой взаимодействия общества с органами местного самоуправления оказалось обращение в органы муниципальной власти (35,4%), которое по результатам предыдущего вопроса в Курской области не с большой охотой используется.
Коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативно-правовых актов и иных, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, решений органов власти – 24,8%
Правотворческая инициатива граждан – 23,9%
Общественная экспертиза социально значимых решений органов исполнительной власти Курской области – 21,2%
Диаграмма 3 – Оценка уровня развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления
Источник: Собственные разработки автора
В целом, респонденты невысоко оценили уровень развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления в Курской области либо вообще не смогли ответить на этот вопрос:
· Средний уровень развития, требуется доработка механизмов взаимодействия – 46,9%;
· Низкий уровень развития – 44,2%;
· Затрудняюсь ответить – 5,3%.
Всего 3,5% опрошенных граждан оценили уровень развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления в Курской области как «достаточно высокий».
Таким образом, по мнению респондентов, уровень развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления в Курской области находится на низком уровне. Органы власти должны обратить внимание на эту неутешительную оценку своей деятельности в рамках развития принципов открытости и доступности власти. Безусловно, нельзя обвинять в этом только власть, ведь в данной ситуации следует рассматривать эффективность взаимодействия с обеих сторон: общества и органов власти. И у первой, и у второй стороны имеется ряд факторов, которые могут мешать развитию открытых отношений между Администрацией и населением. Подробно об этих причинах респонденты были опрошены в вопросах №4 и №5.
Диаграмма 4 – Барьеры на пути граждан при достижении взаимодействия с органами местного самоуправления
|
|
Источник: Собственные разработки автора
При ответе на данный вопрос мнения опрошенных заметно разделились. Большинство из них считают, что главные причины, мешающая гражданам налаживать связь с органами власти – это отсутствие у последних стремления к внедрению новых механизмов и форм взаимодействия (38,1%), незаинтересованность во взаимодействии как таковом (32,7%) и отрицательное отношение органов власти к участию граждан в их делах (23,9%). Также большой процент (31,9%) респондентов считают, что главная проблема заключается в несовершенстве самой системы взаимодействия. 15% людей высказали мнение, что у должностных лиц просто физически не хватает времени, чтобы уделить должное внимание этой области управления в связи с большой нагрузкой выполняемых функций.
Диаграмма 5 – Барьеры на пути органов власти при достижении взаимодействия с населением
Источник: Собственные разработки автора
Что же касается мнения граждан о возможных проблемах со своей стороны, то самым популярным оказался вариант ответа «Низкий уровень информированности граждан о положении дел на местном уровне» - 56,6%. Скорее всего, это может быть связано как раз с незаинтересованностью органов власти в том, чтобы граждане вмешивались в подведомственные им дела. По результатам ответов на этот вопрос также высокий процент получили мнения, что система взаимодействия несовершенна (29,2%) и отсутствует стремление к внедрению инновационных механизмов и форм взаимодействия (23,9%). Таким образом, осознание данной проблемы является обоюдным. И, наконец, остальные респонденты признались, что у них просто не хватает свободного времени, чтобы следить за делами органов власти (15,9%), а заинтересованности во взаимодействии как таковом нет у 18,6% опрошенных.
Таким образом,
Возможно, существует необходимость в создании специальных органов или уполномоченных лиц, основными функциями которых стало бы как раз развитие принципов открытости и доступности власти для повышения уровня взаимодействия между населением и властью в каждом муниципальном образовании и области в целом.
|
|