Результаты исследования по определению уровня удовлетворенности населения доступностью и открытостью власти

Исследование уровня открытости и доступности государственной и муниципальной власти Курской области

Результаты исследования по определению уровня удовлетворенности населения доступностью и открытостью власти

Одной из главных задач на современном этапе формирования качественно нового государственного управления в условиях демократических преобразований становится совершенствование характера взаимоотношений властных структур и населения, когда государство осуществляет взаимодействие с гражданами на паритетных основах. Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых пределах предоставлять объективную информацию о своих решениях и действиях, то есть следовать принципам информационной транспарентности, среди которых основными являются:

· регулярность и оперативность предоставления информации;

· доступность, достоверность и полнота содержания информации;

· установление разумного баланса между открытостью и соблюдением интересов государственного органа.

В рамках дипломной работы был проведен опрос «Исследование уровня взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Курской области». Опрос был проведен посредством социальных сетей и форумов в сети Интернет. Период проведения – апрель 2015 года. Среди респондентов жители Курской области (г. Курск, г. Железногорск, г. Курчатов, г. Фатеж, г. Обоянь, г. Льгов, г. Суджа, г. Щигры, г. Рыльск и их районы), метод анкетирования, n=113, выборка случайная. Результаты опроса представлены в виде диаграмм:


Диаграмма 1 – Участие населения в различных формах взаимодействия с органами местного самоуправления

Источник: Собственные разработки автора

По мнению респондентов, наиболее востребованы такие формы взаимодействия органов местного самоуправления и общества, как:

· Митинги, шествия (58,4%);

· Публичные слушания (19,5%).

Популярность митингов и шествий среди граждан, скорее всего, объясняется тем, что эта форма носит характер массовости. Гражданин, принимающий участие в них, чувствует себя психологически защищенным, так как теряется среди остальных в толпе. При этом он испытывает чувство единения с другими гражданами, осознает, что он не одинок в своих взглядах. Примерно этими же факторами можно объяснить и востребованность публичных слушаний среди населения. Вдобавок к этому публичные слушания – одна из наиболее часто используемых и информированных форм взаимодействия населения и органов власти. Здесь граждане могут непосредственно принять участие в управлении делами города и области, высказать свою позицию по тому или иному вопросу.

Большой процент опрошенных (22,1%) утверждает, что никогда не принимал участие в каких-либо формах взаимодействия населения и органов власти, а 5,3% затруднились ответить. Это неутешительный результат, так как большое количество людей не хотят или не имеют возможности участвовать в делах Администрации и выражать свою точку зрения по отдельным вопросам. Именно на снижение этого процента людей и должна быть направлена политика обеспечения открытости и доступности власти по всей области.

Наименее востребованными оказались следующие формы взаимодействия органов местного самоуправления и общества:

· Обращения в органы муниципальной власти – 7,1%;

· Правотворческая инициатива граждан – 4,4%;

· Коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативно-правовых актов и иных, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, решений органов власти – 2,7%;

· Общественная экспертиза социально значимых решений органов исполнительной власти Курской области – 0%.

Эти формы взаимодействия являются чуть ли не главными среди остальных. К сожалению, в Курской области они пока не востребованы. Возможно, их внедрение и развитие случится в ближайшем будущем. Однако обращение в органы муниципальной власти – давно изученная и внедренная форма взаимодействия. Но как оказалось, население не очень активно практикует ее.

 
 

Диаграмма 2 – Эффективность различных форм взаимодействия общества с органами местного самоуправления

Источник: Собственные разработки автора

В результате ответов на данный вопрос самой эффективной формой взаимодействия общества с органами местного самоуправления оказалось обращение в органы муниципальной власти (35,4%), которое по результатам предыдущего вопроса в Курской области не с большой охотой используется.

Коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативно-правовых актов и иных, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, решений органов власти – 24,8%

Правотворческая инициатива граждан – 23,9%

Общественная экспертиза социально значимых решений органов исполнительной власти Курской области – 21,2%

 
 

Диаграмма 3 – Оценка уровня развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления

Источник: Собственные разработки автора

В целом, респонденты невысоко оценили уровень развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления в Курской области либо вообще не смогли ответить на этот вопрос:

· Средний уровень развития, требуется доработка механизмов взаимодействия – 46,9%;

· Низкий уровень развития – 44,2%;

· Затрудняюсь ответить – 5,3%.

Всего 3,5% опрошенных граждан оценили уровень развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления в Курской области как «достаточно высокий».


Таким образом, по мнению респондентов, уровень развития взаимодействия населения с органами местного самоуправления в Курской области находится на низком уровне. Органы власти должны обратить внимание на эту неутешительную оценку своей деятельности в рамках развития принципов открытости и доступности власти. Безусловно, нельзя обвинять в этом только власть, ведь в данной ситуации следует рассматривать эффективность взаимодействия с обеих сторон: общества и органов власти. И у первой, и у второй стороны имеется ряд факторов, которые могут мешать развитию открытых отношений между Администрацией и населением. Подробно об этих причинах респонденты были опрошены в вопросах №4 и №5.

Диаграмма 4 – Барьеры на пути граждан при достижении взаимодействия с органами местного самоуправления

Источник: Собственные разработки автора

При ответе на данный вопрос мнения опрошенных заметно разделились. Большинство из них считают, что главные причины, мешающая гражданам налаживать связь с органами власти – это отсутствие у последних стремления к внедрению новых механизмов и форм взаимодействия (38,1%), незаинтересованность во взаимодействии как таковом (32,7%) и отрицательное отношение органов власти к участию граждан в их делах (23,9%). Также большой процент (31,9%) респондентов считают, что главная проблема заключается в несовершенстве самой системы взаимодействия. 15% людей высказали мнение, что у должностных лиц просто физически не хватает времени, чтобы уделить должное внимание этой области управления в связи с большой нагрузкой выполняемых функций.


Диаграмма 5 – Барьеры на пути органов власти при достижении взаимодействия с населением

Источник: Собственные разработки автора

Что же касается мнения граждан о возможных проблемах со своей стороны, то самым популярным оказался вариант ответа «Низкий уровень информированности граждан о положении дел на местном уровне» - 56,6%. Скорее всего, это может быть связано как раз с незаинтересованностью органов власти в том, чтобы граждане вмешивались в подведомственные им дела. По результатам ответов на этот вопрос также высокий процент получили мнения, что система взаимодействия несовершенна (29,2%) и отсутствует стремление к внедрению инновационных механизмов и форм взаимодействия (23,9%). Таким образом, осознание данной проблемы является обоюдным. И, наконец, остальные респонденты признались, что у них просто не хватает свободного времени, чтобы следить за делами органов власти (15,9%), а заинтересованности во взаимодействии как таковом нет у 18,6% опрошенных.

Таким образом,

Возможно, существует необходимость в создании специальных органов или уполномоченных лиц, основными функциями которых стало бы как раз развитие принципов открытости и доступности власти для повышения уровня взаимодействия между населением и властью в каждом муниципальном образовании и области в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: