В русле психологии проблематика конфликта исследуется наиболее широко: проводится множество исследований, ежегодно появляется множество научных работ, публикаций, докладов. Конфликт в психологической литературе рассматривается исходя из следующей схемы (Петровскакя Л. А.): структура конфликта, его динамика, функции и типология2. В психологическом анализе выделяются следующие понятия (Анцупов А. Я.): сущность конфликта, его генезис, эволюция, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение конфликта, разрешение конфликта, методы исследования конфликтов3.
На сегодняшний день в психологии отсутствует общее понимание сущности конфликта и насчитывается множество его определений. Так, существуют следующие варианты понимания его сущности:
— столкновение, противодействие, противоречие;
— ситуационная несовместимость;
— разновидность конкурентного взаимодействия;
— ситуация, выход из которой не найден.
1 Анцупов А. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 64—65.
1 Анцупов А. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 51-
2 Там же. С. 56.
3 Там же. С. 56.
■52.
Сущностными чертами конфликта являются противоречие меж- j ду субъектами конфликта, противодействие друг другу, а также не- ' гативные эмоции, испытываемые сторонами конфликта по от-, ношению друг к другу. Выделяются субъективные и объективные причины возникновения конфликтов, причем наибольший ин-терес в психологии наблюдается именно к субъективным факторам.
Существуют следующие виды эволюции конфликта: макроэволюция, межвидовая, внутривидовая у животных, в онтогенезе у животных, в антропогенезе, общественно-историческая, эволюция конфликтов в XX в., в онтогенезе человека, эволюция конкретных конфликтов1. Структурными компонентами конфликта являются объект, предмет конфликта, личности оппонентов, ситуация в стране, регионах, месте жительства, условия работы и жизни человека, обстановка социального взаимодействия, потребности, интересы и цели оппонентов, конфликтное взаимодействие между ними, к которым относятся приемы и способы воздействия друг на друга, а также стратегия и тактика противодействия2.
Динамика конфликта имеет следующие этапы3:
1) возникновение объективной предконфликтной ситуации;
2) осознавание этой ситуации как конфликтной;
3) собственно конфликт;
4) разрешение, завершение конфликта;
5) послеконфликтная ситуация.
Конфликт может выполнять как деструктивные, так и конструктивные функции, при этом может наблюдаться преобладание одной из функций, и тогда характер конфликта оценивается именно на ее основе, и таким же образом строится стратегия взаимодействия и разрешения конкретной конфликтной ситуации. В качестве информативных источников конфликта выступают информационные модели конфликтной ситуации, информационный обмен сторон, а также та информационная среда, в которой разворачивается конфликт.
Для предупреждения конфликтов необходимо создание таких объективных и субъективных предпосылок, которые могли бы обусловить нахождение неконфликтных способов для разрешения конфликтных ситуаций. Факторами, способствующими разрешению конфликта, являются способность человека к самостоятельному и конструктивному разрешению собственных конфликтов, а также хорошо развитое у руководителей умение регулировать и разрешать конфликты внутри своего коллектива.
Важнейшей проблемой в изучении и разработке стратегий разрешения конфликтов является их диагностика. Методы, направленные на исследование и диагностирование конфликтных ситуаций, включают в себя большинство методов психологии, но преобладающими являются лабораторные эксперименты, а также ретроспективные и бланковые методики.
В психологии изучение конфликта осуществляется в следующих основных направлениях: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Также активно изучается проблема межличностных конфликтов, при этом внутриличностные, а также конфликты малых, средних и больших групп и международные конфликты исследуются довольно мало. Также психология изучает конфликты в различных видах и сферах человеческой деятельности и отношений: в трудовых, научно-исследовательских коллективах, в деятельности правоохранительных органов, в воинских коллективах, в спорте, в среде осужденных, в педагогической деятельности, в семейно-брачных отношениях, а также на разных этапах социализации личности — в дошкольном, школьном, подростковом возрасте, в различных молодежных и студенческих группах1.
Изучение проблем конфликта в психологии прошло следующие этапы: с 30-х до середины 70-х гг. XX в. исследования носили фрагментарный характер, не была разработана методологическая и теоретическая база; со второй половины 70-х гг. начинается теоретическое осмысление накопившегося на предыдущих этапах опытного материала, разрабатывается понятийный аппарат; в середине 80-х гг. происходит формирование трех основных подходов в изучении проблематики конфликта — организационного, деятельностного и личностного; рубеж 80—90-х гг. сформировал идею о необходимости изучения конфликта на междисциплинарном уровне.