История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни

Тезисы доклада: Философия биологии – область философского знания, занимающаяся метафизическими, эпистемологическими и понятийными проблемами биологии. Она является относительно молодой наукой, возникшей в 60-х гг. ХХ века как область философии науки, ориентированной на проблемы физики. В начале 1970-х Дэвид Халл (David Hull), Майкл Руз (Michael Ruse) и другие занялись специально формальными проблемами эволюционной биологии. В соответствии с принципом дифференциации, господствующим в развитии научного знания в целом, философия биологии - несмотря на свою короткую историю - успела разбиться на определенные субполя своих исследований, включающие и философию медицины. И все же - несмотря на все эти признаки развития - на сегодняшний день нельзя сказать определенно, что философия биологии и медицины является окончательно конституировавшейся дисциплиной. Споры, возникающие в ней, нередко оказываются противостоянием наиболее общих философских точек зрения, уже известных из истории философии. Однако в приложении к новому материалу биологии и медицины эти старые философские споры могут дать неожиданный познавательный эффект. Одним из таких споров является спор современных онтологов и номиналистов о понятии болезни. Суть спора можно свести к следующему. С онтологической (реалистической) точки зрения болезни являются реальными сущностями, наличествующими в мире. С этой точки зрения нозологии, например - в качестве классификаций болезней-как-сущностей – есть истинные классификации мира. Болезни, по мысли онтологов, «разрезают» природу на её стыках, давая, тем самым, нам возможность видеть ее устройство. В отличие от онтологов номиналисты ссылаются на старую поговорку «Нет болезней, есть больные люди». Нозологии с точки зрения номиналистов - всего лишь условные системы классификации. Нозологии имеют, конечно, большой практический смысл, но это не означает, что они описывают реальность «как она есть». Фиксация основных положений спора онтологов и номиналистов в рамках истории философии биологии представляется важной уже потому, что – хотят они того или нет - онтологическую или номиналистическую точку зрения вынуждены занять все специалисты, работающие в области биологии и медицины.

А

АБСОЛЮТ - Первопричина, основное начало всего существующего.

АБСТРАКЦИЯ – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений.

АГНОСТИЦИЗМ – от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный, недоступный познанию)направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии

АНАЛИЗ - делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части.

АНАМНЕЗ – воспоминание (по Платону воспоминание – сущность процесса познания).

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке (философия человека).

АТРИБУТ – неотъемлемое свойство предмета, без которого тот не может ни существовать, ни мыслиться.

АНТИНОМИЯ, и, ж. [греч. antinomia] (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.

АТОМ (от греч. atomos - неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее.

АКСИОЛОГИЯ (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

АДЕКВАТНЫЙ (лат. adaequatus — приравненный) — соразмерный, соответствующий, согласующийся, равный, эквивалентный. Представление, образ, знание считаются А., если они соответствуют вещи, оригиналу, объекту, к которому относятся, если они "правильны", носят характер объективных истин.

Б

БЫТИЕ – В узком смысле – объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком – все существующее: материя, сознание, идеи, чуства, фантазии.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов;

В

ВЕРА - принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума

ВЕРИФИКАЦИЯ – от лат. verus - истинный, facere – делать

Ò понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки

Ò различают непосредственную (прямую) и косвенную верификации

Ò прямая верификация – проверка утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента

Ò косвенная верификация - установление логических отношений между косвенно верифицируемыми и прямо верифицируемыми утверждениями

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – положение о всеобщей связи и взаимодействии явлений в природе и обществе (марксизм).

ВОЗМОЖНОСТЬ – есть то, что может реализоваться лишь при наличии определенных условий.

ВОЛЯ – сознательные действия и поступки человека, направленные на достижение поставленной цели, путем преодоления препятствий.

ВРЕМЯ – вместе с пространством есть суть наши собственные формы созерцания. Время характеризует наличие или отсутствие бытия тех или иных объектов, а также относительные сроки бытия этих объектов.

ВСЕЕДИНСТВО – объединение себя с богом (Шеллинг, Соловьев).

ВСЕОБЩЕЕ - то, что не только в силу случайности, но и в силу необходимости или закономерности является для множества общим.

Г

ГАРМОНИЯ – правильное соотношение, соразмерность между целым и частями, а также между самими частями.

Гедонизм – направление в этике, утверждающее, что удовольствие, наслаждение является высшим благом и составляет цель жизни.

ГЕРМЕНЕВТИКА –Термин герменевтика происходит от греческого. ἑρμηνευτική, hermeneuo – разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство толкования текстов.

Ò В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания

Ò Для философской герменевтики главным является вопрос о том, что такое понимание

Ò В поисках ответа на этот вопрос философская герменевтика поднимает ряд проблем:

É является ли понимание приписыванием смысла тексту, или смысл заложен в тексте, а задача понимания состоит в выявлении этого смысла?;

É можно ли представить понимание как рациональную, воспроизводимую процедуру, или оно остается интуитивным постижением смысла?;

É выполняет ли понимание функцию метода познания в гуманитарных науках?;

É что такое герменевтический круг?;

É является ли понимание способом человеческого бытия?

ГИПОТЕЗА - от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение»

Ò научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено

Ò недоказанное утверждение, предположение или догадка

Ò различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания или философское учение о способности человека

познать действительность, постичь истину, учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается.

ГУМАНИЗМ – культурное движение, выступающее в защиту прав и достоинства личности.

Д

ДВИЖЕНИЕ - в широком смысле - всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя.

ДАО – “жизненный путь”, закон природы, это естественный вечный закон возникновения и развития мира.

ДЕДУКЦИЯ – (лат. deductio — выведение) — переход от общего к частному

Ò метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих;

Ò цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Ò началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»).

Ò если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия.

Ò дедукция — основное средство доказательства

ДЕИЗМ – учение, которое признает существование бога, но резко принижает его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса, а в остальном мир предоставлен действию законов природы.

ДИАЛЕКТИКА (искусство спорить, вести рассуждение) — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - осуществленная реальность во всей своей совокупности - реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро

ДОГМА - положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно.

ДУША — нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности.

ДОГМАТИЗМ – слепое принятие на веру положения, без критики, без учета условий его применения.

ДОЛГ – нравственный закон, требующий, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

ДУАЛИЗМ – философское направление, считающее началом бытия не одну, а две различных субстанции: материальную и идеальную, которые отрицают друг друга и

борются между собой.

Е

ЕДИНИЧНОЕ – характеристика отдельных явлений, предметов или процессов, которые отличаются от других предметов, явлений или процессов и заключают в себе те или иные общие черты.

Ж

ЖИЗНЬ - то, чем мир организмов отличается от всей остальной действительности.

З

ЗАБЛУЖДЕНИЕ –иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики.

ЗАКОН – выражение существенной необходимости связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обуславливающей определенное закономерное развитие явлений.

ЗНАНИЕ —селективная, упорядоченная, определенным способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно 3. определенными социальными субъектами и обществом в целом

И

ИДЕАЛИЗМ – антинаучное направление в философии, которое за первичное берет сознание (дух) и отрицает, что сознание есть продукт материи. Реально существует лишь наше сознание, а материальный мир, бытие, природа есть лишь продукт сознания, ощущений, представлений понятий.

ИДЕАЛЬНОЕ – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта

Ò формы отражения действительности в человеческом мозгу:

É чувственные и умственные образы;

É способы их построения и оперирования ими

É духовные ценности и ориентации

Ò выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и творчески преобразовывать

Ò Воплощение идеального в феноменах культуры (напр., язык, другие знаковые системы

ИДЕЯ – отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему их миру.

ИЕРАРХИЯ – порядок безоговорочного подчинения нижестоящих органов вышестоящим, которые наделены властными полномочиями по отношению к нижестоящим.

ИНФОРМАЦИЯ — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ -своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение)

Ò процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему

Ò вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта

Ò данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивное обобщение рассматривают как опытные истины, или эмпирические законы

Ò фактический опыт всегда незакончен и неполон, поэтому нельзя говорить об истинности индуктивного обобщения, индукция – источник предположительных суждений – гипотез, которые затем проверяются или обосновываются в системе более надежных принципов

ИНТУИЦИЯ – (позднелат. лат. intuitio — созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю)

Ò способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения на основе накопленного ранее жизненного опыта, а также под влиянием родовой и генетической наследственности.

Ò интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него

ИРРАЦИОНАЛИЗМ –лат. irrationalis: неразумный, нелогичный, бессознательный

Ò направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира, отрицает возможность рационального познания

Ò иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

Ò иррационализм утверждает иррациональный характер действительности (алогичный характер бытия)

ИСКУССТВО – одна из форм общественного сознания, обладающая огромной познавательной и общественной силой, отражающая действительность в форме художественных, чувственно воспринимаемых образов.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, независимо от человека и его сознания

Ò объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития

Ò категория истины характеризует как результаты процесса познания (их объективное содержание), так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность

К

КАТЕГОРИЯ — предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков.

КАЧЕСТВО – существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом.

КОЛИЧЕСТВО – выражает степень, уровень развития предмета.

КОММУНИКАЦИЯ – средство связи, общения (в языкознании – сообщение, словесная передачи мысли).

КРЕАЦИОНИЗМ - концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом.

КОНЦЕПЦИЯ – Система взглядов на те или иные явления.

КУЛЬТУРА — система надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни

КОСМИЗМ – определение места человека в космосе и его связи с ним.

Л

ЛИЧНОСТЬ – субъект с присущими ему индивидуальными чертами, качествами, являющийся продуктом определенной социально-экономической формации и собственного опыта.

ЛОГОС - первоначально - слово, речь, язык; позже, в переносном смысле - мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон;

ЛОЖЬ – высказывание, искажающее действительное положение вещей (именно с целью исказить действительное положение вещей).

М

МАТЕРИАЛИЗМ – одно из двух главных направлений философии, признающее материю первичной, а сознание, мышление – вторичным.

МАТЕРИЯ – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается в сознании человека в виде ощущений. Материя несотворима и неуничтожаема, вечна и бесконечна (Ленин).

МАТЕРИАЛЬНОЕ — всё, что принадлежит действительности, и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них.

Менталитет – часть нашего сознания, где коренятся традиции, привычки, исторически обусловленные способы интеллектуального освоения мира, т. е. это духовный инструментарий народа.

МЕРА – философская категория, выражающая единство качественной и количественной стороны предметов.

МЕТАФИЗИКА – ненаучный антидиалектический метод подхода к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным.

МЕТОД - способ достижения определенной цели

МОДЕЛИРОВАНИЕ — исследование объектов познания на их моделях.

МЕХАНИЗМ - метод сведе́ния сложных явлений к их физическим причинам;

МЫШЛЕНИЕ — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире в целом.

МНЕНИЕ – индивидуальное представление субъекта о чем-либо.

МОНАДА – самостоятельные духовные сущности, обладающие самодвижением, из которых якобы состоит мир (Лейбниц).

МОНИЗМ – философское учение, признающее только одно начало всего существующего – материю или дух.

МОРАЛЬ – правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного сознания.

Н

Народ (этнос) – это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей с общей культурой, языком, психикой, сознанием своего единства и отличия от других таких образований.

НЕОБХОДИМОСТЬ – существенная, закономерная связь явлений материального мира, которая вытекает из самой природы вещей.

НАУКА – итог, совокупность знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных в ходе общественно-исторической жизни.

Нирвана – высшее состояние человеческой души, достигаемое в результате полного прекращения процесса ее перевоплощений и избавление таким образом от страданий, составляющих сущность жизни.

НОМИНАЛИЗМ – направление в средневековой схоластической философии, утверждавшее, что общие понятия являются лишь названиями, именами единичных предметов.

НОРМА – общепринятое, узаконенное правило или мера чего-либо.

НЕОПОЗИТИВИЗМ - философское течение, современная форма позитивизма. Осн. его идеи восходят к позитивизму Конта и Милля.

НЕОТОМИЗМ — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы.

О

ОБЪЕКТИВИЗМ - Противоположный субъективизму метод исследования, исходящий из анализа объекта.

ОЩУЩЕНИЕ - отражение свойств предметов объективного мира, возникающие в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга

Ò субъективный образ свойств объективного мира, исходный пункт познания, неразложимый его элемент

Ò виды ощущений:

É Осязательные

É Зрительные

É Слуховые

É Вибрационные

É Температурные

É Обонятельные

É Вкусовые

É Болевые

É Равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др.

ОБЩЕЕ – сходство единичных предметов, их однотипность.

ОБЩЕСТВО – совокупность людей, связанных между собой общими для них условиями материальной жизни.

ОБЪЕКТ – внешний предмет, предмет познания и деятельности субъекта.

ОНТОЛОГИЯ – направление философии, в котором исследуются будто бы высшие, постигаемые не чувствами, но разумом, начала всего существующего.

Опыт – совокупность взаимоотношений между общественным человеком и объективным материальным миром.

ОТДЕЛЬНЫЙ -Обособленный, не соединенный с другими частями целого, изолированный, самостоятельный

Отчуждение – превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу.

П

ПАНТЕИЗМ – философское воззрение, отождествляющее бога с природой, рассматривающее природу, как воплощение бога.

ПАРАДИГМА - сфера вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего.

ПАТРИСТИКА – христианская философия, изложенная в сочинениях отцов церкви, ожесточенно выступавших против язычества и античного материализма.

ПЛЮРАЛИЗМ – антинаучное идеалистическое воззрение, считающее, что мир состоит из множества самостоятельных и независимых друг от друга сущностей.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ – попадание человека на границу между бытием и небытием (перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе).

ПОЗИТИВИЗМ – идеалистическое течение, утверждающее, что оно опирается только на позитивные, положительные факты и поэтому отвергает философию и стоит выше материализма и идеализма.

ПОТРЕБНОСТЬ -Надобность, нужда в чем-н., без удовлетворения к-рой невозможно обойтись.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ -один из двух "борющихся" моментов конкретного единства, которые являются сторонами противоречия.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - Мысль или положение, несовместимое с другим, опровергающее другое.

ПСИХОАНАЛИЗ — теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений

ПОЗНАНИЕ – особая форма отражения действительности, присущее человеку.

ПОКОЙ – всегда относителен, временен и является лишь моментом движения.

ПРАКТИКА – 1) совокупность деятельности людей, направленной на создание необходимых условий существования общества (Маркс). 2) практическое применение и закрепление знаний, полученных теоретическим путем.

ПРИНЦИП – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. 2) внутреннее убеждение человека, определенное его отношение к действительности, норма поведения и деятельности.

ПРИЧИНА – есть явление, процесс повлекший за собой другие явления, процессы.

ПРОСТРАНСТВО – есть форма существования материи.

Р

Религия – вера в существование сверхъестественного мира, в управление миром божественных сил.

Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

РЕДУКЦИОНИЗМ - методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам.

С

САМОСТЬ - набор представлений, которыми человек пользуется для определения самого себя.

СЕНСУАЛИЗМ –от лат. Sensus – восприятие, чувство, ощущение

Ò направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания

Ò стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, близок эмпиризму

Ò основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Ò два направления сенсуализма:

É материалистическое (усматривает в чувствительной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях органов чувств – отражение этого мира)

É Идеалистическое (видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания)

СИНТЕЗ - от греч. σύνθεσις — совмещение, помещение вместе (σύν — с, вместе и θεσις — положение, помещение)

Ò процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое (систему), который осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания

Ò противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым неразрывно связан

СКЕПТИЦИЗМ – философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного знания объективной истины.

СЛУЧАЙНОСТЬ – есть то, что может быть и что может не быть, что может произойти так, а может и иначе.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, прекращение биологического обмена веществ.

СМЫСЛ – идеальное содержание, идея, конечная цель чего-либо.

СОЗНАНИЕ – высшая, присущая только человеку, форма отражения действительности; функция высокоорганизованной материи – мозга.

СОДЕРЖАНИЕ - то, что наполняет форму и из чего она осуществляется.

СОФИЯ — представление о смысловой наполненности мира.

СТРУКТУРА – определенное сочетание составных частей целого.

СУБЛИМАЦИЯ – переключение энергии с неприемлемых целей и объектов на приемлемые.

СУБСТРАТ – общая основа многообразных явлений, состояний.

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, в которой что- либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами

Ò суждение, в отличие от высказывания, всегда модально и носит оценочный характер

Ò сопряжено с психологическим состоянием сомнения, убежденности или веры

Субъект – существо, одаренное сознанием и волей.

СУЩНОСТЬ – главное, характеризующее предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них.

СОФИСТИКА — 1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов — философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин "С." происходит от греческого слова "софист" (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учитилей ораторского искусства.

СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля.

СТРУКТУРАЛИЗМ — обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет "Курса общей лингвистики" Соссюра

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита).

СУБЪЕКТИВИ'ЗМ -Направление идеалистической философии, отрицающее объективную реальность и считающее, что внешний мир есть лишь содержание сознания субъекта

СХОЛАСТИКА (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholastica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения

Т

Теология – церковное учение о боге и религиозных догматах.

ТЕОРИЯ – 1) обобщение опыта, практики, система основных идей в той или иной области знания. 2) научное объяснение объективных закономерностей развития природы, общества и мышления.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ -Определение получившее широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту-В заключительном разделе Введения к "Критике чистого разума" Кант называет "трансцендентальным" "всякое познание, занимающееся не сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori".

У

УТИЛИТАРИЗМ – идеалистическое философско-этическое учение, согласно которому в основе человеческих поступков лежит личная польза.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ -процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям – заключениям,умозаключения (отдельные шаги вывода) по направлению логического следования разделяют на

É дедуктивные (от общего к частному)

É индуктивные (от частного к общему)

É трансдуктивные (от общего к общему)

É неполная индукция

Ф

ФАТАЛИЗМ – идеалистическаятеория,согласно которой историческое развитие предопределяется неведомой силой – роком, судьбой.

ФОРМА – структура данного содержания, способ его существования.

ФУНКЦИЯ – деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Феноменология, по Канту учение о феноменах, явлениях. У Гегеля “Ф. духа”— изображение сознания в его поступательном развитии. У Гартмана Ф. нравственного сознания — описание различных форм этики в ее историч. развитии.

Х

ХОЛИЗМ (от греч. hólos — целый, весь), идеалистическая "философия целостности". Термин введён Я. Смэтсом Согласно Х., миром управляет процесс творческой эволюции — процесс создания новых целостностей.

Ц

Целое – сочетание частей того или иного объекта.

ЦЕЛЬ – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый данной общественно-экономической формацией.

Ценность — термин, широко используемый в философии и социологии для выражения социального и культурного значения для человека и общества определенных явлений действительности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла (см.), истины или неистины (см.), прекрасного или безобразного (см.), справедливого или несправедливого.

Ч

Часть – предметы, которые в своей совокупности образуют новые более сложные предметы.

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Э

ЭВОЛЮЦИЯ – форма движения, развития явлений в природе и обществе, благодаря которой происходят незначительные, скрытые, количественные изменения.

ЭВТАНАЗИЯ – право выбора человека между жизнью и смертью.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ – существование, индивидуальная духовная жизнь.

ЭМПИРИЗМ – философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником знания.

ЭТИКА – учение о морали, о ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу, к обществу, к родине, к государству.

ЭКЛЕКТИКА эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektikós — способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин "Э." ввёл Потамон из Александрии (2 в.), который назвал свою школу эклектической

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.

ЭЛЕМЕНТ (от лат. elementum — стихия, первоначальное вещество), 1) в античной философии одно из первоначал, то же, что стихия (вода, земля, огонь, воздух). 2) Составная часть какого-либо сложного целого.

Я

ЯВЛЕНИЕ философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета; форма обнаружения (выражения) сущности предмета. Категория Я. неразрывно связана с категорией сущности



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: