Экономика, политика и культура как главные сферы жизни общества. Значение знаний о культуре для развития общества

Экономика, политика и культура являются важнейшими сферами жизни общества. Это положение вряд ли кто-то возьмется оспаривать всерьез. Дискуссии возникают тогда, когда необходимо решать практические вопросы, какой из этих сфер следует отдать предпочтение, с какой из них нужно начинать, чтобы обеспечить развитие общества в целом. За пальму первенства обычно сражаются экономика и политика. Культура, как правило, скромно стоит в стороне. Ее претензии чаще всего не идут дальше требований… нет, не требований — скорее, смиренных просьб — не губить ее, сохранить накопленные ею богатства. В ответ от имени экономики и политики культуре выделяются кое-какие средства, чтобы и в самом деле не погибла, вдруг, действительно, она пригодится. Кроме того, в дополнение к этому, ей даются клятвенные заверения, что как только экономика и политика достигнут высокого уровня развития, на культуру тоже прольется золотой дождь, и на нее будет обращено самое пристальное внимание.

Между тем практика реформирования российского общества показывает, что планы подъема экономики и оптимизации политической жизни постоянно срываются, а точнее, выполняются, но по известной формуле «хотели как лучше, получилось как всегда». В связи с этим возникает стойкое подозрение, что причины неудач находятся где-то за пределами экономики и политики. Так где же?

Уж не в культуре ли? Попробуем разобраться.

Посмотрим, как проходят политические и экономические реформы в нашей стране. Как только были заявлены экономические и политические свободы, ими воспользовались в первую очередь люди активные, но с антиобщественной ориентацией, безответственные, действующие по принципу «после нас хоть потоп». Значительная часть населения не хочет или не умеет воспользоваться дарованными им, а точнее, свалившимися на них свободами, ждет каких-то кардинальных мер, благодаря которым «все будет хорошо».

А ведь все это — способность или неспособность человека к активным действиям, ценности, во имя которых осуществляется человеческая деятельность, знания, которые использует человек, — формируется культурой, и прежде всего такими ее сферами, как образование и воспитание.

История вообще, в том числе и история нашей страны, убеждает нас в том, что определенный социально-экономический и политический уклад жизни общества всегда базируется на определенной культуре, т. е. на определенных нормах и правилах поведения людей, на определенных ценностях. Важнейшими из них являются качества человека, которые данным сообществом признаются самыми важными и нужными.

Совершенно блистательно это показано в классической работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», само название которой говорит о неразрывной связи культурного явления — протестантской этики, основанной на трудолюбии, бережливости и хозяйственной активности, — с капитализмом — явлением социально-экономического толка.

Интересно при этом отметить, что в Латинской Америке, где преобладает не протестантская, а католическая религия и соответственно господствуют другие, нежели в протестантских странах, формы этики и вообще иные формы культуры, сложился и отличающийся от североамериканского и европейского тип капитализма. В связи с этим возникает потребность в изучении культуры, закономерностей ее функционирования и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: