Культура и идеология эпохи Просвещения

Просвещение – идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общественного мироустройства.

Конец 17 –начало 18 вв. Получили название «Эпохи Просвещения» или «Век Разума». Начинается этот период в Англии в 1689г. Затем получает распространение во Франции и Германии. И заканчивается эта эпоха Великой Французской революцией в 1789г.

Признаки эпохи просвещения:

  1. Идея равенства всех людей перед законом, перед другими людьми, обществом.
  2. Победа разума. Избавление от всех социальных бед просветители видели в распространении знаний. Своей задачей они считали распространение знаний, учить простых людей.
  3. Исторический оптимизм. Представители этой эпохи верили в возможность изменить человека к лучшему, создания справедливого общества.

В политической, экономической и культурный жизни шел процесс отказа от феодальных отношений и становление капитализма.

Эпоха Просвещения была периодом бурного развития философии и духовной культуры Видным английским философом 2-ой пол. 17 в. был Джон Локк. В его трудах была сформулирована программа англ. Просвещения. Он считал, что человеку принадлежит три основных права: на жизнь, на свободу, на собственность.

Идеология эпохи Просвещения возникла в условиях кризиса феодальной системы, появления в её недрах капиталистических производственных отношений, порождающих новые общественные противоречия и формы классовой борьбы.

Особенности идеологии Просвещения:

1. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи.

2. Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым" веком утопии". Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопии XVIII века служило "естественное" или "природное" состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества.

3. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считали пропаганду знаний, в том числе научных, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений.

4. Просветители внесли ряд существенных новых моментов в разработку идеалов либеральной демократии.

5. Благодаря просветителям искусство становиться преимущественно светским. Исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над культовым. Можно сказать, что искусство этого периода совершает плавный переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного - к непосредственно данному, человеческому.

6. Для мыслителей эпохи Просвещения был поистине характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная во Франции "Энциклопедия искусств, наук и ремесел" (1751-1780), грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. "Энциклопедия" стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но грандиозным гимном силе разума и прогресса. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого поистине эпохального труда был Дени Дидро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: