Амбивалентность и бисексуальность. В анальном периоде отношение к объектам
продолжает оставаться амбивалентным, как на орально-садистической стадии. Анальная
амбивалентность имеет физиологическую основу в противоречивом отношении к фекалиям:
с одной стороны, ребенок изгоняет объект из тела, с другой - он сохраняет его в качестве
драгоценной собственности. Второй тип анального отношения - это бисексуальность,
которая тоже коренится в физиологии. Прямая кишка является экскреторным полым
органом. Как экскреторный орган она способна нечто изгонять; как полый орган она может
подвергаться стимуляции инородным телом. Мужская тенденция представлена первой
функцией, женская - второй.
Физиологическая основа приобретает общий для всех людей характер посредством
отношений, связанных с правилами туалета, так как открываются полные возможности в
удовлетворении сладострастия и жестокости. Объекты могут быть задержаны или
интроецированы, целиком или частично элиминированы, как в случае с фекалиями. Другим
|
|
аспектом анальных отношений считается побуждение разделить анальную активность еще с
кем-то, например, осуществить совместную дефекацию и т.д. Все это имеет амбивалентную
ориентацию. Такие отношения могут служить архаическим способом выражения нежности
или впоследствии они осуждаются как грязные, заслуживающие жестокости и презрения.
Предполагается, что анальная фаза также свидетельствует о действительном начале
любви к другой личности. Любовь подразумевает стремление сделать другого человека
счастливым, что в этот период выражается в готовности ребенка расстаться со своим
ценным имуществом, фекалиями, чтобы доставить радость родителям (см. прим. 10).
С другой стороны, фрустрации, вызванные преждевременными попытками тренинга,
крайне настойчивыми принуждениями, непоследовательным воспитанием и т.п.,
способствуют развитию агрессивного отношения к другим людям и фиксациям. Анально-
садистические наклонности, преломляясь через примитивные архаические принципы,
приводят к специфической анальной тревоге. Появляются страхи физического ущерба
анального происхождения, такие, как страх насильственного извлечения фекалий или
телесного содержимого.
Садизм и мазохизм. Как мы видели, характеристикой этого периода является садизм,
представляющий наслаждение от агрессии по отношению к объекту. В дополнение имеет
место мазохизм, по крайней мере в рудиментарной форме. Мазохизм преследует пассивную
цель получения наслаждения от перенесения боли. Садизм и мазохизм связаны с
физическим избиением, для которого в этот период предпочитаемая мишень - ягодицы.
|
|
Избиением или отшлепыванием, что легко понять, кто-то реализует свои садистские
наклонности. Мазохистская функция отчасти сложнее. Она выполняется при условии только
неслишком сильной или серьезной боли. На самом деле, избиваемый ребенок сексуально
возбуждается из-за раздражения эрогенных зон кожи ягодиц и мышц под кожей.
Отношения между садизмом и мазохизмом тоже могут стать весьма сложными. Ребенок,
например, иногда ведет себя активным, агрессивным образом, чтобы спровоцировать побои
(см. прим. 11).
· 109-
ТЕОРИЯ САЛЛИВАНА
Отраженные оценки. По Салливану (64), самость развивается из взаимоотношений с
другими людьми. Ребенок оценивает себя в соответствии с оценкой значимых взрослых. Его
психика недостаточно развита и отсутствует необходимый опыт для формирования
правильного представления о себе, поэтому единственным ориентиром являются реакции на
ребенка других людей, так называемые “отраженные оценки”. Ребенок не способен
сомневаться, оспаривать и восставать против этих оценок. Он пассивно принимает
суждения, которые вначале передаются посредством эмпатии, а в описываемом возрастном
периоде - словами, жестами, поступками. Если ребенок не является желанным и родители
обращаются с ним в жестокой и унижающей манере, его самость становится жестокой и
унижающей. С этих пор он реагирует на других тем же жестоким образом. Если ребенок
любим и уважаем значимыми взрослыми, он приобретает любящее и уважительное
отношение к себе. Отношение к себе, приобретенное в раннем возрасте, проносится через
всю жизнь, лишь в некоторой мере оно подвергается изменениям под влиянием
экстраординарных обстоятельств и в процессе последующего опыта.
Разнообразные “я-ты” паттерны. Межличностные отношения паратаксического
модуса характеризуются разнообразными “я-“ты” паттернами. Система самости порождает
матрицу “я-“ты” паттернов. Ограничения ряда “я-ты” паттернов устанавливаются системой
самости таким же образом, как личность устанавливает ограничения самости. Разнообразие
“я-ты” паттернов связано с отношениями к другим, которые не являются конгруэнтными
или объективно обоснованными. Одним из примеров мог бы стать человек, проявляющий
различные отношения типа жестокости, любви и страха в той же самой межличностной
ситуации. Другой иллюстрацией служит неконгруэнтная реакция жестокости к любящему
человеку. В психотерапии пациент реагирует на специалиста на языке его ранних “я-ты”
паттернов, интегрирующихся паратаксическим путем в настоящее. Жестокий пациент ведет
себя, как всегда, потому что значимые взрослые убедили его на раннем этапе жизни, что он
достоин насмешек и оскорблений. Пациент недолюбливает или даже ненавидит себя, и
поэтому он должен недолюбливать или ненавидеть других, несмотря на некоторые попытки
замаскировать отношение.
На самом деле, большинство детей не проявляет явной жестокости. Типично
смешение отношений привязанности, безразличия и жестокости. Одно из них обычно
превалирует, но тем не менее дети отличаются противоречивыми, непоследовательными
отношениями к себе и поэтому к другим. И не удивительно, что их поведение с людьми
сумасбродно и непоследовательно.