Барьеры общения.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Н. И. Шевандрин выделяет следующие барьеры общения, которые являются источником межличностного конфликта: барьер понимания,
барьеры социокультурного различия,
барьеры отношений.
Возникновение барьера понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание (быстрая речь, речь – скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов).
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий).
Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента (возникновении неприязни, недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую информацию).
|
|
Лупьян Я.А. говорит о барьерах общения, в основе которых лежат эмоции, и выделяет следующие барьеры:
барьеры общения, возникающие на почве страдания и горя;
барьеры общения, на основе отвращения и брезгливости;
барьеры, на основе презрения;
барьеры, на основе страха;
барьеры, на основе стыда и вины.
Поршнев Б. Ф. выделяет 3 вида барьеров: Избегание – это когда избегается источник воздействия, уклонение от контакта с партнером, при котором общение становится невозможным.
Авторитет. Разделив людей на авторитетных – и неавторитетных, человек доверяет только первым.
Непонимание. Выделяют 4 уровня непонимания – фонетический, семантический, стилистический, логический.