Основные функции конфликтов

Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт с его последующим разрешением и является одним из путей выхода из противоречия.

При таком подходе возникает проблема оценки роли конфликта. Преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. В самом деле, мы достаточно натерпелись не только от бытовых ссор и неурядиц, служебных неприятностей, но и - в последнее время - от серьезных межнациональных, территориальных, общественно-политических и прочих противостояний и противоборств. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в основном как явление нежелательное. В целом, пожалуй, он таковым и является - по меньшей мере, для одной из сторон. Так, из-за конфликтов на производстве, по мнению многих исследователей, теряется до 15% рабочего времени. Есть и другая точка зрения, согласно которой конфликт - не только неизбежное, но и полезное социальное явление.

Авторы, признающие конфликт нежелательным, считают его разрушителем (или нарушителем) нормально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей изначальной основе конфликт не присущ системе и обычно исчерпывается тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Но отсюда следует, что уже в самом конфликте заложен стимул к появлению институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии. Это и законодательная деятельность, и принятые процедуры для решения различных споров, и политические собрания, где партийные конфликты решаются в «войне слов», т.е. в дебатах и дискуссиях, и рынок, где соперничающие интересы между покупателями и продавцами решаются посредством сделок, и т.

д. Отсюда вытекает, что даже те специалисты, которые считают конфликт явлением отрицательным, усматривают в нем некоторые позитивные черты.

Другая научная традиция вообще рассматривает конфликт не как отклоняющееся от нормы и преходящее явление, но как постоянный и даже необходимый компонент социальных отношений. Эта традиция восходит к Аристотелю, Гоббсу, Гегелю, Марксу, Веберу. В соответствии с этой точкой зрения, факт любого дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт; каждый человек в любой группе пытается увеличить свою долю дефицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других. А если среди искателей территорий и ресурсов мы обнаружим еще и борьбу за лидерство, власть и престиж, то конфликт просто неизбежен. И здесь не будет аналогии с конфликтом за обладание материальными благами, где стороны могут сделать так, что доля каждого будет возрастать. «Для реального мира, - писал Р. Дарендорф, - необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают людям свободу; без них свобода невозможна»1.

По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению единства. Поэтому внутренние социальные конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер2.

Общий тезис о том, что конфликт - в общем-то нормальное состояние общества, высказывается и отечественными авторами.

Из сопоставления приведенных точек зрения видно, что они относятся к несколько разным вещам. В действительности конфликт полезен тем, что так или иначе разрешает противоречие. Но какой ценой? Путем разрушения или серьезного повреждения системы, а то и посредством уничтожения одной из сторон?

Лучше, если объективно существующее противоречие, не доводя до конфликта, устранить мирными, цивилизованными средствами.

Поэтому о полезности конфликтов, с нашей точки зрения, можно говорить лишь в конкретных случаях и притом достаточно условно.

Разрешение противоречий - объективная функция социального конфликта. Значит ли это, что она совпадает с целями участников? Нет, не значит или во всяком случае не всегда. Если целью одной из сторон конфликта может быть действительное устранение противоречия (причем именно в ее пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте могут быть заинтересованы даже не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта, с позиций его участников, могут быть гораздо более многообразны.

В завершение этой темы рассмотрим один пример из недавнего прошлого. В августе 1992 г. профсоюз российских авиадиспетчеров потребовал от Правительства РФ повышения вдвое заработной платы для работников этой службы. Надо заметить, что с июля зарплата авиадиспетчеров была более чем в 10 раз выше минимума заработной платы государственного служащего. Правительство, учитывая это, отказалось удовлетворить требования авиадиспетчеров. Профсоюз пригрозил забастовкой. Московский городской суд признал забастовку незаконной и в свою очередь пригрозил гражданским иском и уголовной ответственностью зачинщикам. Конфликт на этом был тогда приостановлен. Примерно такая же ситуация сложилась и в 1997 г.

Какие функции выполнял этот конфликт? По мнению авиадиспетчеров, он вынуждал Правительство пойти на повышение заработной платы. Для Правительства назревший конфликт не был нужен, но противостояние профсоюзу позволяло ему не только сохранить экономический статус-кво, но и поддерживать свой престиж. Суд отстаивал требования закона. Нетрудно видеть, что цели и функции конфликта стороны представляли по-разному. В общем социальном плане данный конфликт можно оценить однозначно: это выражение экономического неблагополучия, когда государство не может гарантировать адекватного материального обеспечения своим служащим. Конфликт с профсоюзом авиадиспетчеров был неудавшейся попыткой разрешить противоречие между дефицитом экономических ресурсов государства и насущными жизненными потребностями одной из групп населения.

На межличностном уровне функции конфликта также противоречивы. Проблема в том, что в большинстве случаев функции конфликта связывают с его негативными последствиями, так как они ведут в основном к нарушению определенных форм общения, норм, эталонов поведения и т.п. Менее изучена позитивная функция межличностных конфликтов. Конструктивные же функции этого типа конфликтов заключаются в следующем:

1) межличностный конфликт может способствовать мобилизации усилий группы и индивида по преодолению возникающих в ходе совместной деятельности критических ситуаций;

2) «развивающая» функция конфликта выражается в расширении сферы познания личности или группы, в активном усвоении социального опыта, в динамичном обмене ценностями, эталонами и т.д.;

3) конфликт может способствовать формированию антиконформистского поведения и мышления личности;

4) разрешение такого рода конфликтов ведет к укреплению групповой сплоченности.

В целом конфликт выполняет сигнальную, информационную, дифференцирующую и другие функции1. Что касается его негативного восприятия на уровне здравого смысла, то это объясняется тем, что конфликт легче и приятнее осуждать. В результате обыденные дискуссии о том, полезны или вредны функции конфликта, скорее основаны на чувствах и умозрительности, чем на доказательности.[4]


7. Проблема определения конструктивности и деструктивности конфликта.

Сложности определения конструктивности и деструктивности конфликта:

Отсутствуют четкие критерии различающих конструктивные и деструктивные конфликты.

Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной ролей конфликта. Подавляющее большинство конкретных конфликтов имеет одновременно и конструктивно и деструктивную функцию.

Конструктивность и деструктивность зависят от особенности процесса разрешения конфликта и его результатов.

Степень конструктивности и деструктивности может меняться на различных стадиях его развития.

Для одних участников конфликт конструктивен, а для других может быть деструктивен. В зависимости от решаемых целей.

Влияние конфликта на основных участников процесса.

Среди конструктивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления и т.д. Он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности.

Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, способствует более глубокому познанию другого.

Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, снимается эмоциональная напряженность, снижение интенсивности отрицательных эмоций.

Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений, расширяются сферы и способы взаимодействия с окружающими.

Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих.

В конфликте может произойти становление, самоутверждение, социализация.

Деструктивные последствия:

Выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников

Конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием.

Конфликт всегда сопровождается стрессом, возрастает вероятность различного рода заболеваний.

Конфликт нарушает сложившиеся связи, что может привести вообще к прекращению взаимоотношений.

Конфликт формирует образ врага, что выражается к предвзятости по отношению к оппоненту.

Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов, меньше обращают внимание на качество выполняемой работы.

Конфликт закрепляет в социальном опыте человека и группы насильственные способы решения проблем.

Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности, может сформирования вера в торжество несправедливости, насилия и зла.

Влияние конфликта на социальное окружение.

Конструктивные функции.

Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития.

Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует деятельность отдельных людей.

Конфликт зондирует общественное мнение, коллективное настроение, социальные установки, обнажая противоречия.

Конфликт может способствовать созданию новых более благоприятных условий, в которых легче адаптируются члены коллектива.

Конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей.

В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая способствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения.

Деструктивная функция.

Конфликт неизбежно нарушает системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе.

Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на социально - психологический климат.

Конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведет к снижению сплоченности.

Ухудшается качество совместной деятельности группы.

К динамическим характеристикам относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных стадиях. Конфликт - это социальный процесс, протекающий во времени, поэтому он имеет определенные этапы и периоды развития, динамика конфликта это ход его развития, изменения, происходящие под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Конфликт проходит через следующие этапы развития:

Возникновение объективно конфликтной ситуации (или предконфликтной).

Осознание ситуации как конфликтной.

Конфликтное взаимодействие (конфликт).

Разрешение конфликта.

Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки сторон разрешить объективно проблемную ситуацию неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Возникают противоречия между сторонами (цели, мотивы, действия, устремления). Многие проблемные ситуации могут существовать длительное время, не проявляя себя.

Осознание объективной проблемной ситуации. Понимание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения противоречия. Осознание и восприятие ситуации субъективно за счет природы психики человека, социальные различия, различия ценностей социальных установок, идеалы и интересы.

Попытки сторон разрешить объективно проблемную ситуацию неконфликтными способами. Стороны аргументируют свои позиции и взгляды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: