Компетенция парламентов в зарубежных странах

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — общее название высшего представит-ого и законодат-ого органа в гос., где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в К Украины, России, Таджикистана. Парламент считается представительным органом. Это его качество вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных гос. парламенты, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть. Классификация парламентов по структуре. Традиционной системой построения зарубежных парламентов был двухпалатность. 2ая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Существует мнение, что 2ая палата совершенно необходима как интегральная часть парламента. Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США), что определяет их особое положение и дает определенные организац-ные преимущества. В этом случае верхние палаты превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов было двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные. Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция - важнейший фактор, который определяет не только правовое положение парламента и его роль в полит. жизни страны, но и его взаимоотношения с другими высшими органами гос. власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на 3 группы. К 1ой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых К устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деят-сти. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Ко 2ой группе относятся парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юр.располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Нет нужды доказывать, что эта доктрина носит умозрительный характер: полномочия парламента всегда ограничены. Тем не менее, эта концепция играет роль конституцион. принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. 3ю группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои фун-ии. Наиболее типичным примером в этом отношении является индийский Парламент. Классификация парламентов по соц. составу. Парламенты неоднородны по своему соц. составу. Степень представительства классов и соц. групп в парламентах зависит не столько от их численности, сколько от полит. зрелости и сплоченности этих классов и групп. Многочисленный класс, если он полит. не самоопределился, вообще может не иметь своего представительства в парламенте. В 1ую группу входят соц. однородные парламенты, не имеющие соц.-демократического или коммунистического представительства. 2ую группу составляют парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий. Чем выше представительство таких партий, тем чаще парламент выступает в поддержку идей государственного регулирования экономики и ограничения крупной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: