судьбами. В самых примитивных обществах, где основным ис-
точником существования была охота или собирательство,
. власть осуществляло лицо, которое, по всеобщему признанию,
было компетентным для выполнения этой задачи. То, какими
Глава VII. Ступени культуры 117
качествами должен был обладать этот человек, в большей сте-
пени зависело от конкретных обстоятельств. Как правило, эти
качества включали жизненный опыт, мудрость, великодушие,
мастерство, внешность, храбрость. Во многих племенах не су-
ществовало постоянной власти. Она устанавливалась тогда,
когда возникала необходимость в ней. Разные представители
власти осуществляли ее в различных сферах: ведения войны,
отправления религии, решения споров. Когда исчезали или
ослабевали качества, на которые опиралась данная власть, пе-
реставала существовать и власть.
В XIX в. К. Маркс показал значение экономической власти. Однако
он преувеличил его. По мнению марксистов, кто обладает день-
гами, тот обладает свободой, поскольку при необходимости он
|
|
может купить оружие и гангстеров. Однако, как считает британ-
ский философ К. Поппер (1902-1994), Маркс первым признал
бы, что это верно не для всех государств. В истории бывали вре-
мена, когда, к примеру, всякая эксплуатация была грабежом, не-
посредственно основанным на власти военной силы. «И сегодня
немногие поддержат наивный взгляд, согласно которому «про-
гресс истории» раз и навсегда положил конец этому прямому
способу эксплуатации людей. Сторонники такого взгляда оши-
бочно полагают, что, поскольку формальная свобода однажды
была завоевана, для нас уже невозможно подпасть под власть та-
ких примитивных форм эксплуатации» (Поппер К. Открытое
общество и его враги. Ч. 2, М., 1992, с. 149).
Американский философ Э.Фромм показал, что наше понимание
власти в соответствии с тем или иным сдособом существова-
ния зависит от осознания нами того, что слово «власть» — до-
статочно широкий термин и имеет два совершенно разных
знания: власть может быть либо «рациональной», либо «ир-
рациональной». Рациональная власть зиждется на силе
и служит эксплуатации того, кто ей подчиняется.
По мнению Э. Тоффлера, нас ждет глобальная битва за власть. Но
что оказывается ее основой? Не насилие, не деньги, а знание.
Такова новая концепция власти, которую обосновывает Э. Тоф-
флер. Прежняя система власти разваливается. В офисе, в су-
пермаркете, в коридорах исполнительной власти, в церквах,
больницах, школах, домах старые модели власти рушатся, об-
ретая при этом новые, непривычные черты. Крушение старо-
го стиля управления убыстряется в деловой и повседневной
|
|
жизни. Прежние рычаги власти оказываются бесполезными.
1 1 8 Глава VII. Ступени культуры
Современная структура власти зиждется уже не на мускульной
силе, богатстве или насилии. Ее пароль — интеллект. Рас-
пространение новой экономики, основанной на знании, счи-
тает Тоффлер, оказалось взрывной волной, которая обеспе-
чила новый этап гонки для развитых стран. Именно так три-
ста лет назад индустриальная революция заложила основу
для грандиозной системы производства материальных цен-
ностей. Задымили заводы. Теперь все это — далекая исто-
рия...
Прежняя власть могла опираться на насилие. Всем известно, что
история человечества во многом выглядит как летопись наси-
лия. В первобытном нравственном сознании колоссальную
роль играла месть. Она оставалась и в христианском сознании.
Инстинкт и психология родовой мести, столь противополож-
ные христианству, перешли в своеобразное понимание чести
— необходимо защищать свою честь и честь своего рода с ору-
жием в руках, проливая кровь. Древняя совесть совсем не бы-
ла связана с личной виной. Месть и наказание не направля-
лись прямо на того, кто был виноват и ответствен. Родовая
месть была безличной.
Культ силы безбожен и бесчеловечен. Это культ низшей мате-
риальной силы, неверие в силу духа и закона. Но ложному
культу силы, как полагал Н.А. Бердяев, противополагаются не
защита слабости и бессилия, а дух и свобода, в социальной
жизни — право и справедливость. Закон этого природного ми-
ра есть борьба индивидов, семейств, родов, племен, наций, го-
сударств, империй за существование и преобладание. Демон