Генеративная лингвистика. Когнитивная лингвистика

Оформлена в сер. 20 в. В США. Основатель – Ноам Хомский. Выросла из структурной лингвистики, но сразу отмежевалось от нее. Стимулом для развития генеративной лингвистики стал хар-ный для структуризма дифицит человеческого фактора. Один из основных вопросов, приведший к формулировке этого направления стал вопрос о том, что происходит в сознании чел-ка, использующего язык. Получить ответ на этот вопрос можно было в том случае, если линг-ка дополнит изучение внешних языковых явлений анализом внутренних ментальных структур и процессов. В генеративной линг-ке язык понимается как языковая компетенция и языковая деят-ть. Языковая компетенция – это внутренняя, ментальная система знаний о языке. Это специфическое порождающее устройство. Языковая деятельность – это совокупность конкретной реализации деятельности данного порожденного устройства, это все то, что можно наблюдать на выходе из этого устройства, т.е. бесконечное множество высказываний.

Задачи: 1. Разграничить внешние (поверхности) и внутренние (глуб.) структуры и выявить процессы, которые их связывают. 2. Создать семантическое описание грамматики, в первую очередь синтаксиса. 3. Носить вопрос об антогенезе речи. Проблема того, как дети овладевают языком, является одной из наиболее сложных в лингвистике.

Основной метод генеративной лингвистики – метод трансформационного анализа. Метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с полным необходимым набором правил преобразования, или трансформацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: