Проективные методы

Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать.

К. Паустовский

Эти методы направлены на изучение продукта человеческой деятельности. Они часто применяются в психологии, которая на их основе делает косвенные выводы о психических особенностях субъекта, в медицине, в педагогической практике и ландшафтном дизайне.

Предполагается, что человек проецирует на продукты собственной деятельности свои мотивы, позиции, взгляды, потребности.

Проективные методы позволяют выявить те особенности внутренней жизни, которые человек не может или не хочет выразить непосредственно. Стимулирование деятельности может носить вербальный или визуальный характер. Оно должно быть достаточно общее, чтобы дать возможность для самовыражения личности.

Самым известным из проективных методов является ассоциативная техника. Она заключается в том, что обследуемому предлагается набор нейтральных слов, между которыми вставлены слова эмоционально окрашенные; участники исследования должны реагировать на них первым приходящим в голову словом. При этом возможны различные варианты.

Ярким примером использования проективных методов исследования может служить описанный в п. 2.4 метод оценки архитектурной среды, использованный Х. Штейнбах. По сути своей этот же метод применялся нами в 1980-е годы при оценке архитектурной среды в историческом центре Новочеркасска и в так называемых «Новочеркасских Черемушках».

В педагогических исследованиях чаще всего применяются конструктивные техники. Они заключаются в том, что группе лиц предлагается нарисовать картинку, рассказ на заданную тему (детям можно предложить нарисовать свою семью, дом, рассказать короткую историю о кукле). Используются также неясные рисунки, по которым обследуемый должен рассказать (написать) историю.

Используются и дополнительные техники. Участникам эксперимента предлагается начало какой-либо истории, сказки. Их задача – закончить историю, придумать конец сказки. Иногда даются незаконченные предложения, которые участники эксперимента должны завершить. Предметом анализа является результат этой деятельности.

Существуют и так называемые экспрессивные техники. С их помощью выявляются активность и творческие особенности человека. Например, ребенку даются разнообразные игрушки, и предлагается играть в семью. Исследователь наблюдает проявления характера ребенка.

Примером использования экспрессивной техники в архитектуре может служить выявление эффективности различных цветов интерьера на восприятие людьми одного и того же температурного режима. Группе студентов из 30 человек предлагалось посетить разные учебные комнаты и определить, в какой из них – самая высокая, а в какой – самая низкая температура. Температура фактически везде была одинаковой (термометры были скрыты), но цвет стен – разный, отсюда и разные мироощущения студентов. Опыт был повторен многократно, т.е. его репрезентативность обеспечена.

Оказалось, что теплее всего люди себя чувствовали в комнате с желтыми стенами, холоднее всего – в комнате с синими и фиолетовыми стенами. Теперь читателю должно быть ясно, почему различают теплую цветовую гамму (желтый, оранжевый, красный, светло-коричневый цвета) и холодную (голубой, синий, изумрудный, фиолетовый цвета). Белый, серый, черный цвета считаются нейтральными.

При проектировании интерьеров учебных, больничных и офисных помещений в комнатах, ориентированных окнами на север, необходимо предусматривать теплую цветовую гамму; в комнатах, обращенных окнами на юг, – холодную.

Ролевой метод эффективен при изучении групповых процессов и интерперсональных взаимодействий. Разыгрывание ролей организуется по установленному сценарию, однако участникам обеспечивается достаточная свобода проявления в ролях, которые они играют. Предполагается, что одну из ролей играет сам исследователь. Тем самым он получает возможность создавать ситуацию, осуществлять контроль, наблюдать за тем, чтобы актеры не допускали серьезных отклонений от ролей и сценария.

Использование проективных методов связано со множеством трудностей: сложно интерпретировать результаты деятельности людей. Кроме того, эти методы позволяют вести наблюдение лишь за небольшой группой людей и требуют временных больших затрат, нередко встает проблема надежности и валидности этих методов.

Существуют различные мнения об их эффективности. Но в любом случае их можно применять как вспомогательные методы в общей системе методов и техник исследования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: