Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью
создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С
биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на
земле. В то время как поведение животного полностью определяется
инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением,
чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.
|
|
Формирование личности. Это понятие в самом общем виде определяется как объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения человека.
Формирование личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. К основным факторам относят наследственность, социальную макро- и микросреду, материально-экономические условия жизни, воспитание и самовоспитание.
Социализация - процесс вхождения человека в общество, в культуру своей или чужой страны. С точки зрения современной психологии социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения, осуществляемый в общении и деятельности.
Воспитание - основное понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом.
В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
|
|
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание и методы.
Обучение. Как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.