Основные периоды, представители и манифесты реализма

Родиной критического реализма в литературе является Франция. Здесь реализм проходит в своем развитии два этапа. Первый - становление и утверждение как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) - представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

В Литературных манифестах социалистического реализма было объявлено выступление М.Горького на Первом Всесоюзном съезде писателей, на котором он, в частности, говорил: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние». Директивным являлся и Устав Союза писателей. В связи с ликвидацией в начале 1930-х всех литературных групп и «унификацией» писателей в рамках единого союза при руководящей роли КПСС, функции Литературные манифесты социалистического реализма стали выполнять партийные постановления по вопросам литературы, статьи и выступления в центральной печати, а также секретные указания и решения. Они носили директивный характер, указывали на «опасности» («космополитизм», «формализм», «очернительство», «безыдейность», «объективизм»), ставили перед писателями как «верными помощниками партии» очередные задачи.

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.

Европейские и американские писатели-реалисты[править | править вики-текст]

· О. де Бальзак («Человеческая комедия»)

· Стендаль («Красное и черное»)

· Ч. Диккенс («Приключения Оливера Твиста»)

· Марк Твен («Приключения Гекльберри Финна»)

· Дж. Лондон («Дочь снегов», «Сказание о Кише», «Морской волк», «Сердца трех», «Лунная долина»)

Русские писатели-реалисты[править | править вики-текст]

· Г. Р. Державин (стихотворения)

· Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)

· М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

· Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

· И. А. Гончаров («Обломов»)

· А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

· А. И. Герцен («Кто виноват?»)

44. Литературный реализм 19 века в Англии и Франции

Зарождение критического реализма относится к концу 20-х годов XIX века, его расцвет — к 30—40-м годам. В эти годы во Франции выступили Беранже, Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер; в Англии — Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты; в Германии — Гейне и другие революционные поэты.

В силу особых условий социально-исторического развития расцвет критического реализма в Америке, а также в Венгрии и славянских странах относится к более позднему периоду — уже ко второй половине века, когда выступили в Америке — Бичер-Стоу, Уитмен и другие; в Чехословакии — Ян Неруда; в Польше — Сенкевич, Ожешко, Прус; в Болгарии — Христо Ботев, Каравелов и другие.

Наиболее полное выражение критический реализм находит в жанре социального романа. Широта проблем, высокий обличительный пафос, стремление запечатлеть наблюдаемые явления общественной жизни в монументальных художественных образах большой обобщающей силы — таковы наиболее характерные черты творчества лучших представителей критического реализма.

Стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, желание всегда быть на уровне последних достижений науки, «щупать пульс своей эпохи», по словам Бальзака,— вот что помогало реалистам организовать свой художественный метод.

Во Франции и Англии положение было иным; в странах, где широкое развитие получил прогрессивный и революционный романтизм (Гюго, Ж. Санд, Шелли, Байрон), реализм складывался в борьбе, но в то же время и в прямой преемственности с романтизмом.

Вступая в сложную теоретическую и творческую полемику с романтизмом, критические реалисты брали от него все лучшие прогрессивные традиции — демократизм, народность, интерес к историческим темам. Критический пафос прогрессивного романтизма, его гуманистические идеалы были теми великими традициями, которые продолжили в своем творчестве писатели-реалисты.

В конце XIX века, в новых исторических условиях, соотношение двух литературных направлений намечается по-новому, романтизм сходит на нет. Но в то же время в символизме, в декадансе, в импрессионизме целый ряд эстетических и творческих положений реакционного романтизма снова возрождается, приобретая характер упадочной литературы «конца века».

Критический реализм конца XIX и начала XX века в лице его лучших представителей — Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана и других — вступает в непримиримую борьбу с декадентской литературой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: