Реализм. диаграмма 13. динамика номинализма, концептуализма и реализма

диаграмма 13. динамика номинализма, концептуализма и реализма

Таким образом, в истории греческой и эллинистической куль­туры мы наблюдаем почти неразрывную связь динамики этих те­чений с их логическими «партнерами». Тот же самый результат получается, если вместо 20-летних периодов взять периоды 100-летние.

Связь продолжает оставаться заметной и в следующий пери­од. Со II в. н. э. реализм снова начинается усиливаться, а его соперники — слабеть. После V в. н. э. реализм, равно как и ис­тина веры и другие отличительные признаки идеациональной культуры, становится монополистическим и безраздельно гос­подствует вплоть до XII в. Затем снова появляется номинализм, но в течение нескольких следующих столетий он остается неболь­шим ручейком. Мы видели, что такое же изменение происходит и в отношении вновь появившихся истины разума и чувств и других признаков идеалистической и чувственной культур. Па­раллелизм не абсолютно строгий, но вполне очевидный.

Наконец, после XIII в., невзирая на незначительные попят­ные движения, мы оказываемся свидетелями устойчивой тен­денции к нарастанию номинализма и особенно концептуализма

17. флуктуация «первых, принципов»: /Я. Реализм и номинализм 419

за счет отсутствующего реализма. До сих пор мы по-прежнему наблюдаем полное соответствие между логическими предполо­жениями и фактическими данными.

Когда чувственная культура находится на подъеме, ведущим умам и мыслителям номинализм представляется более «истин­ным» и более «научным». Когда же нарастает прилив идеацио­нальной культуры, все более и более «научно достоверным» пред­ставляется реализм. В этом смысле «валидность» каждого из течений является функцией определенного типа культуры. Че­ловеческая истина — в значительной степени категория социо­логическая и не может быть понята без учета культуры, в рамках которой она существует и функционирует. Как уже подчеркива­лось, это не делает ни одну из культур нелогичной. Все они, со­гласно одной и той же логике, вполне согласуются со своими большими посылками, но посылки эти — разные. Такого рода разница в посылках не мешает мне быть абсолютистом в облас­ти полной истины. Но такая целостная истина никогда не быва­ет раз и навсегда данной нашему сознанию, а существует лишь в Божественном Уме или как цель, к которой вечно стремится человечество; в любой данный момент времени мы владеем лишь какой-то ее частью или аспектом, приближены к ней до какой-то степени, но никогда не являемся носителями полной и абсо­лютной истины.

D. По мере приближения к эпохе, в которой мы живем, ста­новится очевидным, что в XVIII, XIX и XX вв. реализм достигает своего самого низкого уровня. Нужно возвратиться в III, II и I вв. до н. э., чтобы обнаружить столь же незначительную влиятель­ность этого течения. Перечисленные столетия были периодом господства номинализма и особенно концептуализм а. Тем не менее примерно с 1860 г. дальнейший упадок реализма практи­чески приостановился; точно так же прекратилось и дальней­шее усиление номинализма (после 1880 г.) и концептуализма. Является ли этот факт одним из многочисленных краткосроч­ных «шквалов», после которого упадок реализма продолжится, или же это начало его грядущего усиления — никто не может сказать. Важно, что данный симптом согласуется со многими такими же «изгибами и поворотами», такими же «бунтами» почти во всех составных частях культуры, которые мы наблю­даем в конце XIX — начале XX в. Здесь собранные нами данные снова согласуются с другими данными, еще раз свидетельствуя °б интегральном характере нашей культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: