диаграмма 13. динамика номинализма, концептуализма и реализма
Таким образом, в истории греческой и эллинистической культуры мы наблюдаем почти неразрывную связь динамики этих течений с их логическими «партнерами». Тот же самый результат получается, если вместо 20-летних периодов взять периоды 100-летние.
Связь продолжает оставаться заметной и в следующий период. Со II в. н. э. реализм снова начинается усиливаться, а его соперники — слабеть. После V в. н. э. реализм, равно как и истина веры и другие отличительные признаки идеациональной культуры, становится монополистическим и безраздельно господствует вплоть до XII в. Затем снова появляется номинализм, но в течение нескольких следующих столетий он остается небольшим ручейком. Мы видели, что такое же изменение происходит и в отношении вновь появившихся истины разума и чувств и других признаков идеалистической и чувственной культур. Параллелизм не абсолютно строгий, но вполне очевидный.
Наконец, после XIII в., невзирая на незначительные попятные движения, мы оказываемся свидетелями устойчивой тенденции к нарастанию номинализма и особенно концептуализма
|
|
17. флуктуация «первых, принципов»: /Я. Реализм и номинализм 419
за счет отсутствующего реализма. До сих пор мы по-прежнему наблюдаем полное соответствие между логическими предположениями и фактическими данными.
Когда чувственная культура находится на подъеме, ведущим умам и мыслителям номинализм представляется более «истинным» и более «научным». Когда же нарастает прилив идеациональной культуры, все более и более «научно достоверным» представляется реализм. В этом смысле «валидность» каждого из течений является функцией определенного типа культуры. Человеческая истина — в значительной степени категория социологическая и не может быть понята без учета культуры, в рамках которой она существует и функционирует. Как уже подчеркивалось, это не делает ни одну из культур нелогичной. Все они, согласно одной и той же логике, вполне согласуются со своими большими посылками, но посылки эти — разные. Такого рода разница в посылках не мешает мне быть абсолютистом в области полной истины. Но такая целостная истина никогда не бывает раз и навсегда данной нашему сознанию, а существует лишь в Божественном Уме или как цель, к которой вечно стремится человечество; в любой данный момент времени мы владеем лишь какой-то ее частью или аспектом, приближены к ней до какой-то степени, но никогда не являемся носителями полной и абсолютной истины.
D. По мере приближения к эпохе, в которой мы живем, становится очевидным, что в XVIII, XIX и XX вв. реализм достигает своего самого низкого уровня. Нужно возвратиться в III, II и I вв. до н. э., чтобы обнаружить столь же незначительную влиятельность этого течения. Перечисленные столетия были периодом господства номинализма и особенно концептуализм а. Тем не менее примерно с 1860 г. дальнейший упадок реализма практически приостановился; точно так же прекратилось и дальнейшее усиление номинализма (после 1880 г.) и концептуализма. Является ли этот факт одним из многочисленных краткосрочных «шквалов», после которого упадок реализма продолжится, или же это начало его грядущего усиления — никто не может сказать. Важно, что данный симптом согласуется со многими такими же «изгибами и поворотами», такими же «бунтами» почти во всех составных частях культуры, которые мы наблюдаем в конце XIX — начале XX в. Здесь собранные нами данные снова согласуются с другими данными, еще раз свидетельствуя °б интегральном характере нашей культуры.
|
|