Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Настоящий средневековый город народился и получил раз­витие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кор­мили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том пре­имущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому об­ществу удалось поставить свои собственные интересы выше ин­тересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно мес­том обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город — это мас­терская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и ис­кусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря че­му первенство от монастырей отошло к городам, ясно прояви­лось в двух областях — в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим про­граммам и методике, благодаря собственному набору препода­вателей и учеников1 стали самостоятельными. Учеба и препода­вание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания пре­вратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

1В монастырских школах обучали лишь тех, кто хотел стать священнослужителем.

Вопросы:

1. Расскажите, как развивался средне­вековый западноевропейский город. Какие основные функции он выполнял? Какое значение для развития городов имела тор­говля и сельское хозяйство?

2. Что позволило городу стать «двига­телем» экономической жизни, несмотря на малочисленность го­родского населения? Какую роль сыграло городское сословие в политической жизни, в становлении капитализма?

28.

Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой:

«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Леви­тана и шумно разнёсся над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оста­вили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на ко­торое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня… слёзы радости текли из глаз…

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что… выжила, не истощилась в страшной мно­гомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградус­ном морозе в открытых полях… разгромить… В этом была пер­вая близкая, робкая надежда на возможность победы… беско­нечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов… В этот момент счастья странным образом забы­лись поражения первых месяцев… Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

Вопросы:

1. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится дан­ное воспоминание.

2. На основе текста и знаний по истории укажите причины победы в указанной битве. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы?

29.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции:

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Вопросы:

1. Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

2. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

30.

Из воспоминаний А.Ф. Керенского:

«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках вос­ставших войск. Прежняя государственная машина прекрати­ла работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощ­ный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но ма­ло-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут пере­дышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал во­енный лагерь, нежели законодательный орган....Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, кон­ференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы присту­пили к созданию контуров новой России...

Благословен человек, которому выпадает на долю пере­жить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он по­лучает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.

...То был исторический момент, породивший [новую Рос­сию], которая заняла место России, осквернённой и загажен­ной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопуляр­ные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекра­тив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аг­рарный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать вой­ну с врагом».

Вопросы:

1. О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?

2. На основе текста и знаний по истории укажите причины описанного в тексте события. Как относился к событию автор?

31.

Из сочинений историка С. М. Соловьёва:

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими, и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами. (Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились.

Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата». О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

Вопросы:

1. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвраще­ния к правилам Петра Великого».

2. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Назовите имя императрицы.

32.

Из сочинения историка:

«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, ув­лекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал ко­мандовавшему арьергардом генералу Милорадовичу напра­вить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движе­ния". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность напо­леоновских войск.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам от­ряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысяч­ное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуж­дение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш-манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружей­ным заводом.

В результате выхода русской армии в район Тарутино от­крывалась возможность прямого сообщения с южными облас­тями России, которые могли питать армию людским пополне­нием <...> и всеми видами снабжения».

Вопросы:

1. Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название данной военной операции.

2. Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции?

33.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: