Глава 8
Организационный механизм управления
конфликтами и стрессами
8.1. Организация управления конфликтами и стрессами
Управление любой организацией определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты управляют путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления предполагает выполнение функций нормирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля, учета и анализа, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Кроме того, управление — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Достаточно оснований рассматривать управление как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Одной из основных составляющих системы управления организацией является управление персоналом.
|
|
На рис. 8.1 представлены основные подсистемы и функции системы управления персоналом организации. По меньшей мере в двух из них — трудовых отношений и социального развития — присутствуют функции (соответственно) управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами.
Следует отметить, что в России до последнего времени в системах управления организациями отсутствовали работники-конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В их обязанность входило создание лишь «нормального морально-психологического климата», это на деле означало маскировку наличия неизбежных в коллективе противоречий и конфликтных столкновений.
Там, где конфликты возникали, их разрешение возлагалось, как правило, на профсоюзные и другие общественные организации
им
| СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ |
ПОДСИСТЕМА ОБЩЕГО И ЛИНЕЙНОГО РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Функциональные
полсистемы
Подсистема
планирования
и маркетинга
персонала
Подсистема
найма и учета
персонала
Подсистема
трудовых отношений
Подсистема
условий
труда
Подсистема развития персонала
Подсистема мотивации повеления персонала
Подсистема
социального
развития
Подсистема
развития оргструктур упраапения
Подсистема
правового
обеспечения
Подсистема информационного обеспечения
Разработка кадровой политики. Разработка стратегии управления персоналом. Анализ кадрового потенциала. Анализ рынка труда. Организация кадрового пла-нирования. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. Организация рекламы. Поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами
|
|
Организация найма персонала. Организация собеседования, оценки отбора и приема персонала. Учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала. Профессией а л ь н а я ориентация персонала. Организация рационального использования персоната. Управление занятостью персонала. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений. Анализ и регулирование отношений руководства. Управление производственными конфликтами и стрессами. Социально-психологическая диагностика. Со-б л ю д е н и е этических норм взаимоотношений. Управление взаимодействием с профсоюзами
Соблюдение требований психофизиологии труда. Соблюдение требований эргономики труда. Соблюдение требований технической эстетики. Охрана труда и техника безопасности. Охрана окружающей среды. Военизированная охрана организации и ОТДеЛЬ-Н^К ДОЛЖНОСТНЫХ лиц
Обучение персонала Переподготовка и повышение квалификации персонаж. Введение в должность и адаптация новых ра-ботников. Оценка кандидатов на вакантную должность, текущая периодическая оценка кадров. Организация рационализации и изобретательства. Рационализация деловой карьеры и служеб-но-профессионального про-движения. Организация работы с кадровым резервом
Управление мотивацией трудового поведения. Нормирование и тарификация трудового процесса. Разработка систем оплаты труда. Разработка форм участия персонала в прибылях и капитале. Разработка форм морального поощрения персонала. Организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом
Организация общественного питания. Управление жи-лишно-быто-вым обслуживанием. Развитие культуры и физического воспитания. Обеспечение здравоохранения и отдыха. Обеспечение детскими учреждениями. Управде н не социальными конфликтами и стрессами. Организация социального страхования. Организация продажи продуктов питания и товаров народного по- треблення
Анализ сложившейся оргструктуры управления. Проектирование новой оргструктуры управления. Разработка штатного расписания. Формирование новой оргструктуры управления. Разработка и реализация рекомендации по развитию стиля и методов руководства
Решение правовых вопросов трудовых отношений. Согласование распорядительных документов по управлению персоналом. Решение правовых вопросов хозяйственной деятельности. Проведение консультаций по юридическим вопросам
Ведение учета статистики персонала. Информационное и тех-ническое обеспечение системы управ л е н и я персоналом. Обеспечение персонала научно-технической информацией. Организация патентно-лицензионной деятельности. Организация работы органов массовой информации организации
Рис. 8.1. Место управления конфликтами и стрессами в системе управления персоналом организации
й ^ -2 = I О я ^ в С ■< 2 <*5 й о чз 5 43» п = й ^ и га *■§ Iя 6 а о § * а 8 о 5 з ■& ^ 3 * 5 "О ч о о» Й "в- 2 Еда ■в-» ° а г х 3 2 |
9- |
5 ° я о а аз аз со I Ьа аз г» х г? |
■о |
т. |
*0 со |
ё#. |
5 з |
Ъ •§- |
2 © |
з •< та |
О == О» «^ 2 а ё * мае л а: р - -о 2 а а 2 га й а |
X ■ о н о |
^-ч р ш |
9" оо ъ а ^ ■ Р « о Й |
а а о а |
О) (О
& з Ь
3$ а — с |
III
-я
71 Н
о X |
О 2 -5
о
ч
а тз |
А о 5
|
|
о
о |
а |
К о
1*» й»
•3 ■* ~ Е