Методы психологии. Основными методами психологического исследования являются наблюденмеиэксие/>гшен»г.Большоераспространениеполучилитакже анкеты

Основными методами психологического исследования являются наблюденмеиэксие/>гшен»г.Большоераспространениеполучилитакже анкеты, тесты и анализ продуктов творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) — один из первых психологи­ческих методов, причем в течение длительного периода времени этот метод оставался единственным способом исследования душев­ной жизни. Достоинством интроспекции, позволяющим ей сохра­нить свое значение и в настоящее время, является способность не­посредственного, прямого наблюдения за переживаниями, мысля­ми, стремлениями человека. Однако этот метод имеет и существенный недостаток, связанный с высокой степенью субъек­тивности полученных данных, невозможностью проверить их или повторить результат. Гораздо более объективно наблюдение со стороны, когда исследователь рассматривает тот или иной фено­мен психики, протекание психического процесса у других людей. Наличие четкой цели и схемы наблюдения делает его более пол­ным и достоверным. Включенное наблюдение предполагает учас­тие экспериментатора в исследуемом процессе, оно часто применя­ется, например, в психологии труда, в социальной психологии. Дневниковые наблюдения часто используются в возрастной психо­логии. Многие известные ученые (Прейер, Пиаже, Ладыгина-Коте, Мухина) использовали в своих работах дневниковые наблюдения за развитием своих детей.

Наиболее объективным методом психологии является экспери­мент. Различают лабораторный и естественный виды эксперимен-


192 Часть II. Психология

та, отличающиеся друг от друга, как явствует из их названия, преж­де всего наличием (или отсутствием) специальных приборов. До­стоинством лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность изучить недоступные глазу наблюдателя, но только специальным приборам факты. Привычная обстановка и де­ятельность являются достоинством естественного эксперимента, повышая его достоверность, особенно для тревожных испытуе­мых, деятельность которых нарушается в лабораторных условиях.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том слу­чае, когда имеется возможность изучить определенную группу в те­чение длительного периода времени. Например, можно исследо­вать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого пара­метра, изучая одну и ту же группу на протяжении пяти, а то и двадцати лет. Срезовый же эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновремен­но изучить динамику становления определенной функции, взяв разные группы людей разного возраста (5, 6, 7 лет и т.д.). Однако так как все люди имеют свои индивидуальные особенности, эти данные не будут такими же точными, как при лонгитюдном иссле­довании, хотя большое количество испытуемых позволяет полу­чить объективные значения.

Все перечисленные выше виды эксперимента относятся к кон­статирующим, так как они показывают, констатируют наличие или отсутствие какого-то параметра и его развитие. Применяется в пси­хологии и формирующий эксперимент при анализе, выявляющем фактор, оказывающий наиболее важное, эффективное воздействие на становление того или иного психического процесса или психо­логического качества. При этом испытуемых разделяют на конт­рольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого пара­метра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимен­та, а потом анализируется разница между показателями. На основа­нии этого анализа и делается вывод об эффективности формирую­щего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Применяются открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формулируется са­мим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 11W

один из вариантов предложенных ответов. Этот вид анкет особен­но удобен при анализе большого количества материала и при компьютерном способе обработки.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым пер­сонально, а потому не дает возможности получить большое количе­ство информации также быстро, как при использовании анкет. Од­нако данные беседы могут иметь большое значение, так как позво­ляют уточнить формулировку вопросов, зафиксировать реакции испытуемого, его эмоциональное отношение к тем или иным во­просам, лучше понять содержание ответов и заметить неточный (или сознательно неверный) ответ. Поэтому интервью можно при­менять не только как самостоятельный способ исследования, но и как вспомогательный при составлении анкеты.

На рубеже XIX—XX вв. в психологии появился новый метод — тест, быстро завоевавший популярность и распространившийся на разные области исследования психики. Этот метод был разработан английским ученым Ф. Гальтоном. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в его лаборатории. Использование тестов со­четалось со статистическим подходом — применением серии тес­тов к большому числу индивидов. Термин «тест», введенный Галь­тоном, вошел в широкий оборот после статьи Д.М. Кеттела «Умст­венные тесты и измерения» («Mental test and measurements»), опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind», а сам метод тестирова­ния начал приобретать популярность благодаря работам А. Вине.

Для диагностики поступающих в школу детей он разработал се­рию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста им были сформулированы определенные задания разной степени сложно­сти и исследующие разные стороны интеллектуального развития. Так, были задания на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентировки, логи­ческого мышления и т.д. Бине подчеркивал, что важно не столько содержание тестов, сколько их многочисленность, так как большое количество заданий поможет избежать случайностей при диагнос­тике.

Вопросы были пронумерованы, причем нумерация шла от пер­вого вопроса для 3-летнего ребенка до последнего для 18-летнего. Данные заносились в специальную таблицу, причем правильный

13-4455


194 Часть II. Психология

ответ отмечался плюсом, а неправильный — минусом. Умственный возраст располагался в промежутке между последними тремя пра­вильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправи­льными ответами (три минуса подряд). Позднее для более точной диагностики немецкий психологЦШтерн предложил ввести коэф­фициент интеллекта, (IQJ, который являлся постоянной величи­ной и высчитывался по формуле:

Ф.в.

где у.в. — умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине — Симона; ф.в. — физический возраст ребенка. Нормой являлся коэф­фициент от 70 до 130%, ниже этого показателя были умственно от­сталые дети, выше — одаренные.

Наибольшей трудностью при конструировании заданий была необходимость строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его опыт не влиял на ответ, т.е. они должны быпи исходить из того ми­нимального опыта, который имеется у всех детей этого возраста. Только в таком случае, подчеркивая Бине, мы сможем отличить обученного ребенка от ребенка способного, так как дети с высоким интеллектом, но не имеющие специального обучения, будут в рав­ном положении с детьми, которых учили в хороших учебных заве­дениях или дома.

Это положение Бине остается актуальным и сегодня, являясь необходимым условием при разработке всех новых тестов и моди­фикации старых, а также при переводе и модификации зарубеж­ных тестов. Примером того, как забвение этого принципа приво­дит к неверной диагностике, являются широко известные случаи применения тестов в России в 20-е гг. XX в. Одно из заданий теста Бине представляло собой задачу на деление: ребенку давали шесть апельсинов, которые ему надо было разделить между собой, ма­мой и папой. (Стоит напомнить, что это были голодные годы по­сле революции и Гражданской войны, так что о таких экзотиче­ских фруктах, как бананы или апельсины, многие дети просто не знали). Многие дети даже в 8—9 лет не могли решить эту задачу и были признаны интеллектуально отсталыми. К сожалению, такие ошибки случаются и в наше время. Например, при тестировании детей из детского дома, для которых всякое напоминание о семье и родителях является аффективной ситуацией. Им задают вопрос


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы. 195

\

о том, хватит ли чашек на шесть человек в сервизе, который сто­ит у мамы в буфете, если к ним в гости пришли двое друзей с роди­телями.

Очень быстро тесты стали одним из самых распространенных методов психологического исследования. Этому способствовала как их относительная простота (по сравнению с экспериментом, требующим больше времени и специального оборудования), так и их надежность и достоверность. Основатель психотехники Г. Мюн-стерберг начал использовать тесты для профориентационного от­бора, американский психолог А. Гезелл разработал специальные тесты для маленьких (до 3 лет) детей. Наиболее популярные на се­годняшний день тесты Векслера являются в определенной степени модификацией стандартных тестов интеллекта Бине — Симона.

Несколько позднее, уже в середине XX в., появились тесты, ко­торые исследуют не логическое, но творческое мышление детей, их креативность. Эти тесты были разработаны американскими психологами Гилфордом и Торренсом и направлены на изучение уровня развития как вербальной, так и невербальной, образной креативности.

Кроме тестов интеллектуального развития и творчества, суще­ствуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных осо­бенностей человека, структуры его личности. Первые представля­ют собой опросники, т.е. разновидности анкет, отличающихся тем, что испытуемый не должен точно представлять себе, какое качест­во анализирует тот или иной вопрос и как правильно на него отве­тить. Так, вопросы: «Любите ли вы компании, где все подшучива­ют друг над другом?» или «Можете ли вы завязать разговор с незна­комым человеком?» не предполагают четкого разделения на «хороший или плохой» ответ, так как для одного человека умение контактировать со всеми — это хорошее качество, а для другого отождествляется с навязчивостью или пустозвонством. Для рас­шифровки полученных ответов применяют специальные ключи, в которых раскрывается, какие вопросы направлены на исследова­ние определенного качества.

Сходные опросники используются и при исследовании лично­сти. Составители этих опросников (Олпорт, Кеттел и другие пси­хологи) исходили из того, что личность каждого человека состо­ит из определенного набора врожденных и приобретенных ка­честв или черт, причем сам набор этих качеств практически

в*


196 Часть П. Психология

неизменен, а индивидуальные особенности связаны со степенью развития каждого из них. Таким образом, своеобразие человека основывается на индивидуальном сочетании и развитии этих лич­ных качеств.

Кроме опросников, к личностным тестам относятся и проек­тивные тесты, которые получили это название в связи с тем, что в их основе лежит один из механизмов психологической защиты — проекция, т.е. перенос своих переживаний и стремлений на других людей, в частности на героев картинок или неоконченных расска­зов, которые надо закончить.

В психоанализе был разработан также и метод изучения про­дуктов творческой деятельности, прежде всего рисунков и расска­зов. Этот метод основан на предположении о том, что в сюжете ри­сунка или рассказа человек высказывает свои проблемы, обиды и горести, не осознавая этого.

Основным недостатком и главной трудностью при интерпрета­ции данных, полученных в этих тестах, является отсутствие объек­тивного ключа, который дает возможность однозначной расшиф­ровки ответов. Поэтому при их интерпретации необходим боль­шой опыт и знания.

Общим недостатком всех видов тестов является их узкая на­правленность на изучение одного определенного качества. В то же время связь познавательных и личностных характеристик, их влия­ние друг на друга, что и определяет психологическую характери­стику человека, не являются столь однозначными и требуют как опыта в проведении подобных обследований, так и комплексного подхода, применения разнообразных тестов для получения более достоверных результатов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?

2. Какие факторы влияют на развитие психологической науки?

3. Каким образом связаны между собой социальная ситуация развития науки и
личность ученого?

4. Как развивались принципы системности и детерминизма?

5. Какие виды развития существуют в психологии?

6. Что такое категориальный строй психологии?

7. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблем.

8. Какие методы применяются в психологии?

9. В чем сущность формирующего эксперимента?

10. Какие существуют виды тестов, в чем их достоинства и недостатки?


Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 197

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Методологические проблемы психологии.

2. Сравнительный анализ значения объективных и субъективных факторов в
развитии психологии.

3. Основные принципы психологии, анализ их развития.

4. Категории личности и переживания, их место в системе психологического
знания.

5. Категории образа и поведения, проблема внутреннего и внешнего в психо­
логии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

2. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.

3. Петровский А.В., Ярогшвский М.Г. Основы теоретической психологии. М.,

1997.

4. Петухов В.В., Сталин В.В. Психология. Методические указания. М., 1989.

5. Психология: Словарь / Под ред. АВ. Петровского, М.Г. Ярошевского. Рос­
тов н/Д, 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: