Половецкие племена и киевская Русь как единое полицентрическое государство в XII-XIII вв

Поступки персон значимы лишь постольку, поскольку их поддерживают консорции, облекающиеся в социальные формы. Таковых в Киеве конца 11в. было три: старое боярство, народная масса и "уные" сподвижники Святополка ll. Первые были в оппозиции к политической линии великого князя, вторые откровенно его не любили, а третьи жили за счет княжеских милостей и сами по себе силы не представляли. Но была в Киеве и еще одна реальная сила, дававшая Святополку ll деньги на оплату дружины и подкуп других князей. Это была еврейская колония ростовщиков, приехавшая через Польшу из Германии. Западные евреи не повторили ошибок иранских и византийских иудеев. Они не захватили власть, а просто помогли законному князю в его предприятиях. Старая знать осталась на своих местах, но потеряла милость князя и влияние на государственные дела. Торговля и ремесла постепенно переходили в руки евреев, так как каждому из них помогала община, тогда как русские действовали каждый на свой страх и риск. Половцы искали дружбы с русскими князьями, крестились в православную веру целыми родами и отражали набеги сельджуков - представителей "мусульманского мира". При помощи половцев Грузия одержала победу над войсками сельджуков. Царство Давида Строителя, царицы Тамары и Георгия Лаша было, подобно Византии, союзником Руси.

Общественное положение, судебные и властные полномочия биев

Для решения наиболее важных политических и юридических вопросов ханом созывался Совет биев, в состав которого входили наиболее авторитетные бии. Особое место в казахском обществе занимали бии и батыры. Биями называли как родоправителей, так и судей. Бием- судьей мог стать любой представитель черной кости, знающий казахское обычное право, обладающий ораторским искусством и пользующийся уважением у своих сородичей. Бием- родоправителем мог стать человек обладающий знаниями в организации производства, авторитетом, навыками административной деятельности. Как известно, некоторые сложные, затрагивающие интересы разных объединений дела рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Коллегиальный суд, состоящий из пяти - шести биев, назывался жугунiс, а съезд десяти-двадцати биев - кенес. Прежде, чем приступить к рассмотрению дел, бии договаривались об общих нормах права, которыми они будут руководствоваться. Эти положения назывались ереже и в большинстве случаев не записывались.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: