Следует отметить, что ценность женского образования в России значительно возросла после отмены крепостного права. До этого времени женщины получали, как правило, домашнее воспитание или, в лучшем случае, оканчивали частные (реже государственные) женские закрытые пансионы или институты.
В 1858 году выходит "Положение о женских училищах Министерства народного просвещения". Им учреждалось два вида женских учебных заведений: училища второго разряда (три года обучения, начальное образование) и училища первого разряда (шесть лет обучения, среднее образование). Цель училищ - религиозное, нравственное, умственное образование, приличное для будущей матери семейства.
В 1870 году выходит "Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения". Согласно этому документу, в России открывались женские гимназии со сроком обучения семь лет. Восьмой класс предназначался для желающих заниматься педагогической деятельностью. Содержание обучения: закон божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, физика, домашнее хозяйство, гигиена, рукоделие, иностранные языки, рисование, музыка, пение, танцы. Гимназии являлись средними общеобразовательными учебными заведениями.
|
|
Женщины получили право на высшее образование, но при этом не имели права поступать в российские вузы. Поэтому они продолжали обучение за границей или на высших женских курсах, которые, как правило, открывались благодаря частной инициативе.
Интересно, что в России наметилась тенденция сближения женского и мужского образования по целям, содержанию, формам обучения. Это можно проследить, например, по динамике взглядов В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова на положение женщин и женское образование. В.Я. Стоюнин писал по этому поводу: "...всякая специализация в воспитании была осуждена; было признано разумным и возможным только воспитание человека - воспитание, достоинство которого зависит от той высоты, на какую поставлен идеал человека. Женская гимназия, приняв этот принцип, уничтожила вопрос о существенном отличии образования женщины и мужчины. Оба эти понятия связались в одном понятии "человек", которое, допуская некоторые физиологические различия в обоих полах, не допускает нравственного или умственного превосходства одного над другим. Отсюда и образование того и другого должно было сблизиться, подчинив себе те воспитательные специализации, какими задавались прежде в отношении как мужчины, так и женщины".