Тема 17. Особенности женского образования в России

Следует отметить, что ценность женского образования в России значительно возросла после отмены крепостного права. До этого времени женщины получали, как правило, домашнее воспитание или, в лучшем случае, оканчивали частные (реже государственные) женские закрытые пансионы или институты.

В 1858 году выходит "Положение о женских училищах Министерства народного просвещения". Им учреждалось два вида женских учебных заведений: училища второго разряда (три года обучения, начальное образование) и училища первого разряда (шесть лет обучения, среднее образование). Цель училищ - религиозное, нравственное, умственное образование, приличное для будущей матери семейства.

В 1870 году выходит "Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения". Согласно этому документу, в России открывались женские гимназии со сроком обучения семь лет. Восьмой класс предназначался для желающих заниматься педагогической деятельностью. Содержание обучения: закон божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, физика, домашнее хозяйство, гигиена, рукоделие, иностранные языки, рисование, музыка, пение, танцы. Гимназии являлись средними общеобразовательными учебными заведениями.

Женщины получили право на высшее образование, но при этом не имели права поступать в российские вузы. Поэтому они продолжали обучение за границей или на высших женских курсах, которые, как правило, открывались благодаря частной инициативе.

Интересно, что в России наметилась тенденция сближения женского и мужского образования по целям, содержанию, формам обучения. Это можно проследить, например, по динамике взглядов В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова на положение женщин и женское образование. В.Я. Стоюнин писал по этому поводу: "...всякая специализация в воспитании была осуждена; было признано разумным и возможным только воспитание человека - воспитание, достоинство которого зависит от той высоты, на какую поставлен идеал человека. Женская гимназия, приняв этот принцип, уничтожила вопрос о существенном отличии образования женщины и мужчины. Оба эти понятия связались в одном понятии "человек", которое, допуская некоторые физиологические различия в обоих полах, не допускает нравственного или умственного превосходства одного над другим. Отсюда и образование того и другого должно было сблизиться, подчинив себе те воспитательные специализации, какими задавались прежде в отношении как мужчины, так и женщины".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: