античная культура ― завершающая фаза культуры Древнего Мира.
Понятие " античность " впервые стали употреблять деятели итальянского Ренессанса для характеристики культуры древних греков и римлян. Некоторые исследователи считают, что к античному миру следует также относить Крито-микенскую или Эгейскую цивилизацию (Критское царство, города-государства Троя и Микены) ― непосредственную предшественницу древнегреческой.
Высокий уровень Эгейской культуры стал мощным движущим фактором развития молодой греческой культуры. Это влияние сказалось в архитектуре греческих городов, мифологии, обрядах, искусстве и спорте.
· Слова "Греция" и "греки" ― латинского происхождения. Сами греки называли себя " эллинами ", а свою страну ― " Элладой ".
Основные этапы древнегреческой культуры:
«гомеровский (ХI-VIII вв. до н.э.), названный по имени поэта Гомера, увековечившего в поэмах "Илиада" и "Одиссея" события Троянской войны;
«архаический (VII-VI вв. до н.э.) — становление особой формы государственности ― античного полиса ― политически и экономически независимого города-государства, фундаментальных основ древнегреческой культуры на основе единства языка, религиозных верований и схожего образа жизни;
|
|
«классический (V-IV вв. до н.э.) — период формирования рабовладельческой демократии, время наивысшего расцвета древнегреческой культуры: философии, науки, литературы, ведущих видов искусства ― монументальной живописи, архитектуры, скульптуры, керамики и вазописи, музыки, театра, спорта. Феномен классической эпохи называют " греческим чудом " или " золотым веком ";
«период с IV по I вв. до н.э. называется эллинистическим ввиду распространения греческой культуры на покоренных Грецией территориях ― Египте, Персии и даже Индии.
Древняя Греция не была целостным государством, как, скажем, Египет, она представляла собой не политическую, а этническую и культурную общность, состоящую из множества самостоятельных полисов.
Древнегреческая культура формировалась, используя достижениядругих народов ― египтян, вавилонян, финикийцев. Но, уже начиная с периода архаики, греческой культуре были присущи особые взгляды на мир, принципиально отличные от древневосточного мировосприятия.
· Религиозным верованиям эллинов, как и других народов Древнего мира, были присущи политеизм (многобожие) и пантеизм (отождествление божеств с природой и восприятие природы как воплощения божественной сущности).
В истории древнегреческой религии выделяют два периода:
— доолимпийский, для которого характерны черты тотемизма, культ мертвых и погребальные обряды. В это же время возникает культ древнегреческих героев, таких как Геракл, Орфей и др.;
|
|
— олимпийский, с единым для всей Греции культом богов-покровителей античных полисов. Складывается пантеон во главе с богами, обитавшими на горе Олимп.
Поэтическая мифологичность ― важнейшая черта мировоззрения эллинов. Сквозь призму мифа греки воспринимали и осмысливали природные явления, прошлое и настоящее своей родины, весь окружающий мир. В мифе гармонично сочетались вымысел и правда, фантазия и исторические факты.
· Существование Космоса [гр. порядок ] греки объясняли рациональными, а не религиозными причинами. Если для других народов специальные знания о мироздании можно считать лишь преддверием науки, то античным грекам было свойственно стремление создать систему позитивных знаний о Вселенной, базирующуюся на идее космического порядка не от Бога, а на основе закона. Космос для них был не только воплощением мирового порядка и единого целого, в отличие от беспорядочного Хаоса [гр. первозданная бездна, выступающая как порождающее начало ], но и воплощением эстетических принципов, таких как красота, мера, гармония.
Проблемы устройства Космоса, законов мироздания занимали особое место в греческой философской мысли. Еще в доклассический период зарождается наука о природе ¾ натурфилософия, ставшая основой греческой и будущей европейской науки.
Одним из самых ярких представителей доклассической философии был Пифагор. он и его последователи внесли значительный вклад в развитие математики, теории чисел, астрономии, теории музыки.
Впоследствии сформировался целый ряд философских школ, взгляды которых оказали огромное влияние на развитие всей европейской философии и науки. Эпоху классики прославили " отец диалектики " Сократ, Демокрит, обосновавший атомарное строение мироздания, идеалист Платон ― авторучения о государстве, и энциклопедист Аристотель, разработавший целостное учение о взаимоотношении формы и материи.
Настоящий прорыв в медицине совершил Гиппократ.
· Грекам более других народов Древнего мира присущи антропоморфизм, суть которого заключается в том, что животный и растительный мир, явления природы и даже могущественные боги наделяются человеческими свойствами, и антропоцентризм — человек в центре мироздания, " мерило всех вещей ", которые проявились во всех сферах древнегреческой культуры. В мифологии и литературе одним из главных действующих персонажей, наряду с богами и полубогами, являлся человек, в науке и искусстве это проявилось в уважительном отношении к авторству и зрителю. Упорядоченность и строгость Космоса соразмерны идеальной красоте человека, как внешней, так и внутренней.
Идеалом в Древней Греции был человек, достигший калокагатии ― эстетической гармонии телесного и духовного начал. Достигнуть такого идеала можно было путем физических упражнений, воспитания и образования, прежде всего, эстетического.
· Античный идеал калокагатии неразрывно связан с состязательным принципом — агонистичностью [гр. агон борьба, состязание ] ― важнейшим элементом древнегреческой и всей античной культуры. Агонистичность была органично присуща всем сферам жизнедеятельности: интеллектуальной, музыкальной, поэтической, но особенно ярко выразилась в спортивных состязаниях: Олимпийских, Истмийских, Немейских и др. играх. Состязательное, игровое начало в культуре создавало атмосферу зрелищности и праздничности.
Интеллектуальный агон заключался в умении вести диалог, отстаивать свои убеждения. Этот принцип лежал в основе ораторского искусства и науки риторики, получивших развитие в Греции и Риме.
|
|
· Истоки древнегреческой литературы лежат в устном народном творчестве, мифах и эпических песнях, которые сочиняли и исполняли певцы- аэды.
В гомеровский период появляются рапсоды ― сказители, авторы эпических поэм (Гомер, Гесиод), а в VII-VI вв. до н.э. — лирическая поэзия, яркой представительницей которой была поэтесса Сапфо (Сафо).
Популярным жанром была басня. Первым баснописцем был поэт Эзоп.
В эпоху классики появляется новый литературный жанр ― историческая проза, одним из первых авторов которой был " отец истории " Геродот.
В классический период появляются и такие литературные жанры, как: драма, трагедия, комедия. Эсхил ― "отец трагедии", Софокл, прославлявший патриотизм, общественный долг и веру в силу человека, реалист Еврипид, основоположник греческой комедии Аристофан, удачно сочетая реальность и фантазию, заложили литературные основы театрального искусства.
· Театр ― особый синтетический вид искусства, возникший в Древней Греции в VI в. до н.э., в котором сплелись воедино игра актеров перед зрителями и драматическое литературное произведение, музыка и пение.
Возникновение театра связано с Великими Дионисиями ― празднествами в честь бога виноделия Диониса. Театральное искусство выросло из Дионисийских мистерий ― сакральных театрализованных представлений.
Театр в Греции стал рупором государственной политики, главным воспитателем и наставником граждан. Каждый гражданин должен был быть зрителем. Но театр для греков был больше, чем зрелище. Это — своеобразная энциклопедия философских идей и психологии человека. Театр будил не только мысль, а и чувства. Наивысшим переживанием, к которому стремились эллины — испытать эффект катарсиса [гр. очищение ], сущность которого ― в высшем проявлении духовности через сострадание героям трагедий и сопричастность к высшим идеалам общества и государства.
· На примере микенской культуры греки научились строительству акрополей [гр. верхний город ] ― укрепленной части города, размещенной на возвышенности. Акрополи были центральной частью большинства греческих полисов.
|
|
Начиная с архаического периода, основным видом архитектуры были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями. Самый распространенный тип храма ― периптер ― " со всех сторон окрыленный ", в котором колонны располагались по всему периметру сооружения.
Основой архитектуры Эллады и одним из примеров канонов является ордерная система, строго определявшая соотношение, пропорции между несомыми и несущими частями здания ― колоннами и перекрытием. К классическим ордерам греческого зодчества, к которым обращаются и современные архитекторы, относятся: дорический ордер, отличающийся простотой и мужественностью форм (неслучайно поэтому дорические колонны иногда заменялись мужскими фигурами ― куросами); ионический ордер, которому свойственны легкость и стройность, колонны которого иногда заменялись женскими фигурами ― кариатидами, а капитель украшена волютами (завитками); особо изысканный коринфский ордер с капителью, декорированной листьями растения аканфы или цветами.
Пропорции архитектурных сооружений соответствовали идеальным пропорциям человеческого тела (так, отношение диаметра дорической колонны к ее высоте соответствует отношению стопы мужчины к его росту ― 1:7, а ионической — стопы женщины к ее росту — 1:8). Таким образом, греческие ордеры представляют собой еще одно воплощение антропоцентризма.
· Изобразительное искусство. Греческая живопись, к сожалению, практически не сохранилась. Мы можем судить о ней лишь по дошедшим до нас римским копиям и описаниям очевидцев. Хорошо сохранились только многочисленные образцы вазописи ― лаковой росписи поверхности керамических сосудов для воды, вина, масла и т.п. Форма керамики, как и сами росписи, соответствовали строгому канону.
Идеи внешнего и внутреннего совершенства человека особо ярко воплотились в греческой скульптуре периода классики.
Первым из скульпторов, кто сумел воплотить в своих произведениях движение человеческого тела, был Мирон. В скульптуре " Дискобол " (метатель диска) мастер продемонстрировал великолепное владение пластической анатомией, изобразив свободное движение и естественную грацию атлета.
Величайшим скульптором Греции был Фидий. руководивший реконструкцией Афинского акрополя, строительством храма Парфенон, для которого из золота и слоновой кости создал великолепную 9-метровую статую Афины. Стены Парфенона украшали его многофигурные рельефы. Ему же принадлежит одно из чудес света ― 14-метровая статуя Зевса в Олимпии, выполненная в той же технике, что и Афина Парфенос.
Знаменитый ваятель Поликлет был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Его трактат " Канон " посвящен изучению идеальных пропорций человеческого тела, воплощенные им в статуе " Дорифор " (копьеносец).
Для классического и эллинистического искусства характерно не только изображение идеальной телесной красоты, но и стремление раскрыть сложный духовный мир человека. Греческие мастера Скопас, Пракситель, Лисипп стремились запечатлеть бурные человеческие чувства и драматические события. Эта тенденция ярко воплотилась в знаменитой скульптурной композиции " Лаокоон ", римская копия которой украшает площадь возле Археологического музея в г. Одессе.
Завоевание Эллады Римом во II в. до н.э. не уничтожило греческую культуру. Наоборот, Рим сам попал в орбиту высочайшей культуры античных греков, как сказал римский поэт Гораций: "Греция, пленницей став, победителей грубых пленила". Это дает основание говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культур.
Культура Древнего|стародавнього| Рима
Город Рим, по преданию, был основан сыновьями бога войны Марса Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея.
История римской культуры традиционно делится на следующие периоды:
«царский или этрусский (VIII-VI вв. до н.э.), ознаменованный основанием Рима в 753 г. до н.э., зарождением классового общества и государства, становлением основ римской культуры;
«эпоха республиканского Рима (V в. до н.э. - 30 г. до н.э.) ―
период развития классической формы рабовладения, бурного строительства городов, крупномасштабных инженерных сооружений; в политической сфере ― правления народного собрания сената и выборных консулов;
«эпоха Римской империи (31 г. до н.э. - 476 г.) ― время правления императоров (цезарей), период наивысшего могущества и расцвета культуры благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии и Африке, распространение римской культуры на завоеванных территориях и обогащение последней за счет культурных достижений других народов.
В результате внутренних противоречий и внешней экспансии Римская империя распалась на Западную Римскую империю (погибшую в результате нашествия варварских племен) и Восточную империю ( впоследствии ― Византию). А в сер. V в. самое могущественное государство Древнего Мира прекратило свое существование. С падением Рима завершилась не только история Античности, но и история Древнего Мира.
На формирование древнеримской культуры оказали влияние многие соседние племена и народы, прежде всего этруски игреки.
В Этрурии римляне учились инженерному делу, строительству и военному мастерству. Они позаимствовали у этрусков некоторые религиозные представления и обряды, гадания и гладиаторские бои.
Позднее, когда Рим завоевал Элладу, на его культуру решающее воздействие оказала греческая культура. Греческий язык становится языком высшего общества, у эллинов римляне позаимствовали мифологию и философию, литературу и театральное искусство, архитектуру и изобразительное искусство.
Однако социальный статус мастеров искусства в воинственном Риме и в Греции эпохи расцвета был принципиально различным. Римская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой, занятия искусством считались недостойными римлянина и потому оставались уделом вольноотпущенников и рабов.
· Рационализм римской культуры ярче всего проявился в инженерном деле: интенсивном дорожном строительстве, возведении многоярусных акведуков ( наземного водопровода) и клоаки (канализации), изобретении нового строительного материала, давшего большую свободу в выборе форм ― бетона. Арка, свод, купол так же характерны для римского зодчества, как ордерная система для архитектуры Греции.
· В римском искусстве приоритетное положение занималаархитектура. В период Республики римляне достигли успехов не только в технике строительства, но и в теории архитектуры. Трактат инженера и архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" стал настоящей энциклопедией строительного дела, не потерявшей актуальности и в последующие эпохи. По мнению автора, архитектурное сооружение должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту, а зодчий должен иметь универсальное образование.
К шедеврам римского зодчества относятся: громадные амфитеатры с ареной для гладиаторских боев и др. зрелищ, самый грандиозный из которых ― амфитеатр Флавиев Колизей; форумы ― площади, окруженные колоннадами и украшенные множеством статуй, являвшиеся центрами культурной и общественно-политической жизни; триумфальные арки, предназначенные для триумфа ― торжественного въезда армии-победителя в город; величественные храмы, в том числе, купольные; грандиозные по масштабам и пышно украшенные термы, бывшие для римлян не просто банями, а местом проведения досуга.
· В начале нашей эры культура Рима достигла наивысшего расцвета. Значительный вклад в литературу внесли выдающиеся поэты и писатели Вергилий, Гораций, Овидий, в философию — Сенека и Цицерон, в науку — историки: Тацит, Светоний, Плутарх, ученые: Плиний Старший, Птолемей.
Культура императорского Рима пронизана идеями, прославлявшими величие и могущество рабовладельческого государства, незыблемость и вечность власти римских цезарей. По мере роста могущества Рима, в культуре нарастали тенденции все большего размаха, роскоши и помпезности. Многочисленные статуи императоров и полководцев, похожих на олимпийских богов, стали символами имперской идеологии. В произведениях писателей и трудах историков утверждалась мысль о том, что именно " вечный Рим " призван господствовать во всем мире. В это время родилось высказывание: "все дороги ведут в Рим".
В эту эпоху возникла целостная система государственности и законности ― знаменитое римское право, провозгласившее приоритет закона.Римское право лежит в основе всех современных европейских систем законодательства.
· В эпоху империи успешно развивается изобразительное искусство. Особенно заметным явлением становится монументальная живопись ― фреска и мозаика. В произведениях римских художников явственно прослеживаются традиции греческой живописи, не дошедшей до нас, а порой и прямое копирование. Поэтому именно римские фрески и мозаики дают представление об античной живописи в целом.
Римские скульпторы не только удачно копировали прекрасные произведения греческих ваятелей, но и достигли успеха в создании реалистического скульптурного портрета, в котором сочетались точность индивидуальных черт и характера портретируемого и эстетические идеалы греческой пластики. Стремление к достоверной передаче как внешнего сходства, так и внутреннего мира человека ― определяющая черта искусства императорского Рима. Художники научились раскрывать психологический облик своего персонажа, его характер, духовную жизнь, настроение.
В 476 г. Рим, ослабевший в результате внутренних противоречий, захватили готы и германские племена. Это время считается концом античного мира и началом новой средневековой культуры.
Бесценен вклад Античности в развитие культуры всех последующих эпох. Духовный мир античности явился фундаментом всей будущей европейской культуры и мерилом основных человеческих ценностей.
В эпоху античности рождается принципиально новое понимание и отношение к человеку. Античная культура сформировала два архетипа человеческой личности: гармоничный человек, исходя из представлений греков, воспринимал Вселенную как Космос ― порядок, одушевленный внутренней гармонией, а для римлян больше характерен человек героический, стремящийся упорядочить мир своей активной преобразующей силой.
Античность подарила нам не только величайшие образцы человеческой мысли и таланта, но и дала пример уважительного отношения к человеку-творцу, поставив его чуть ли не вровень с богами.
В то же время, судьба и гибель античной цивилизации предупреждают потомков о том, как опасны неограниченная власть и необузданная демократия, способные привести в итоге к тоталитаризму и краху.