Культура Византии. История Византии как самостоятельного государства началась с разделения|разделения, разделения||разделения| в 395 г

История Византии как самостоятельного государства началась с разделения|разделения, разделения||разделения| в 395 г. Римской импер|раздела|ии на Восточную и|и| Западную империи |части|. Столицей Восточной Римской импе|доле,частице|рии стал город Константинополь, основанный императором Константином и|и| считавшийся|накликать| Новым Римом.

После нашествия|нашествия| варваров в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная империя, которая включала Малую Азию, Балканский п-ов, часть|часть| Месопотамии, Си|долю,частицу|рию|Серею|, Палестину|Месопотамии|, Египет, острова Крит|Крит| и|и| Кипр, некоторые области Причерноморья, Кавказа, А|некие|равии, стала ее наследницей. Здесь пролегали важнейшие торговые|торговые| пути|дороги| — сухопутный и|и| морской "шелковый путь|дорога|" в Китай, |и" пу|пути|ть|дорогу| специй" через Аравию к портам Красного моря, П|путь|ерсидского залива и Индийск|путь|ого океана. Так|из-за|ое геогра|до|фическое располо|червонного|жение обусловило связь Византийской культуры с|с| двумя мирами — Востоком и|и| Западом.

В 1453 г. Византия была завоевана турками, которые основали на ее территории Османскую империю, а первый в истории христианский город Константинополь переименовали в Стамбул.

· христианство православного толка, имевшее в Ви|перетолков|зантии статус государственной религии еще с IV в.|в.|, определяло духовную жизнь в государстве. Культ императора был важнейшим элементом культуры Византии. Император имел практически|практично| неограниченную светскую и|и| религиозную власть.

· В образовании и|образование| науке византии еще долгое время сохранялись античные тра|сохраняются|диции. Это связано с тем, что Византия, в отличие от Западной Европы, не переживала нашествия|нашествию| варваров. Поэтому в начале Средних веков образованных людей в Византии было значительно больше, чем в Западной Европе. Первый в мире университет открылся|отворял| в Константинополе.

Однако|однако| из|с| усилени|с|ем позиции церкви, наука становится богословск|стает|ой. И хотя некоторые византийск|некие|ие философы пытались|пробовали| отделить|отделить| философию о|пытаются|т богословия|богословия|, новые идеи сурово пресекались государством и|и| церковью.

· Искусство Византии впитало в|с| себя как греко-римские художественные традиции, так и традиции разных|различных| народов, которые населяли империю. В то же время|вместе с тем|, византийская художественная культура отличается яркой|выражать, выражать| самобытностью. Утвержд|высказывать|ение христ|высказывать|ианства способствовало развитию культуры нового типа, которая была связана корнями с античными традициями, но искала новые формы, образы, сюжеты.

Самой существенной|существенной| особенностью византийского искусства является его культовый характер, связь с церковным обрядом, богослужением. Основное зад|священнослужением|ание|задача| византийского художника|художника| заключалось в том, чтобы создать вдохновенный|одухотворенный| образ|изображения|, который способен|способный| вознести душу верующего|верующего| из из| мира земного в мир небесный.

В архитектуре Византии утверждается новый тип храма — крестово-купольный, имевший в плане форму креста с|из||и||с| куполом в центре. Гениальным воплощением этого типа|типа| храма стал собор Св. Софии в Константинополе, после завоевания Византии турками|Турцией| преобразованный в мечеть Айя-София. |превращенный|Такой храм становится образцом средневеково|стает|го синтеза искусств, в котором религиозный культ объ|каком|единил архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство (драгоценную утварь, богатый наряд священников), музыку (многоголосые хоры) в единственный ансамбль. Особую р|единый|оль в византийском храме играли такие виды живописи, как фреска, икона, мозаика.

С|с||с| Крещением Руси храмы такого типа начали|начинают, начинают| строить и н|зачинают|а русских землях. Так, собор св. |российских|Софии в Киевебыл построен по образцу Софии Конст|выстроенный|антинопольской.

Иконы с|с| изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых, персонажей и|и| сюжетов из Святого Писания писались на доске по особенному иконописному канону. Впоследствии русские иконо|российские|писцы, которые учились у виз|обучают|антийских мастеров, вознесли это искусство на высший уровень, прославив на весь мир русскую иконо|российскую|писную школу.

Скульптура в византийской культуре не получила распространение в связи с тем, что статуи|изваяние| считались изображениями языческими, то есть идолами.

· В литературе Византии преобладает богословская направленность. Однако существовало и светское творчество.

· Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности.

Светская музыка, звучавшая в императорском дворе, отличалась пышностью стиля и возвеличивала византийский "дворцовый деспотизм".

До наших дней дошла только культовая музыка, которая была чисто вокальной и одноголосной. Это, прежде всего, гимны, в которых мистика сочеталась с эмоциональным содержанием.

С завоеванием Византии Турцией, закончилась тысячелетняя история великой культуры. Но просветительская роль Византии исключительна. Мир многим обязан Византии. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчикам мир обязан знанием произведений Эсхила, Софокла, Еврипида. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии, стали в разных странах Европы учителями греческой философии. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя имел собственную художественную традицию.

Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции православия. Византия оказала огромное влияние на формирование православных государств. Высокие образцы византийского искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения стали эталоном для искусства всего православного мира, а Византийская церковь ― центром мирового православия.

Но особо неоценим для нас вклад византийской культуры в становление православной культуры Киевской Руси, из лона которой вышли и русская, и украинская культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: