Роджерс Карл Рэнсом (1902-1987), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном «Я», а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация, свойственная личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психической дезаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, «полностью функционирующей» личности - ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я.
Маслоу Абрахам Харольд (1908–1970) – другой основатель гуманистической психологии. Он ввел понятия самоактуализации и личностного роста, которые являются одними из ключевых. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:
1) самоуважение и уважение к другим;
2) доброжелательность и терпимость;
3) интерес к окружающему миру;
4) стремление разобраться в себе и ряд других.
Ученый разделяет все потребности человека на классы. Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу:
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте). По мнению А.Маслоу иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.
& Маслоу, А. Мотивация и личность: [пер. с англ.] / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
_______________________________________________________
! Задание 6.4. Дайте определения понятиям:
а) по К.Роджерсу – «поле опыта», «самость», «конгруэнтность», «самоактуализация»;
б) по А.Маслоу: «пик-переживания», «трансцендирование самоактуализации», «метамотивация», любовь («дефициентная» и «бытийная»).
& Клонингер, С. Теории личности: Познание человека: Пер. с англ. / С. Клонингер. - 3 изд. - СПб.: Питер, 2003. – С. 507 – 589.
Психология личности: Хрестоматия: Учеб. пособие. Т.2 / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2002. - С. 351 – 415.
_______________________________________________________