Понятие рыночной конъюнктуры. Цели, задачи и методы анализа рыночной конъюнктуры

Рыночная конъюнктура – это изучение совокупности взаимосвязанных причин и условий, определяющих переход от одного состояния рынка (и его отдельных сегментов) в другое.

Конъюнктура – это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют следующие основные параметры (переменные) рынка, которые важны для деятельности фирмы:

соотношение между спросом и предложением (по отрасли); уровень цен; товарные запасы; портфель заказов; другие параметры.

Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.

Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Стратегические цели конъюнктурного анализа требуют выявления и моделирования закономерностей действия рыночного механизма. Это необходимо для обеспечения предсказуемости развития рынка и обоснования применения социально-экономических рычагов регулирования.

Сочетание стратегических и оперативных целей позволяет выявить задачи конъюнктурного анализа, которые состоят в следующем: 1) характеристика масштаба рынка, 2) оценка и анализ основных пропорций рынка, 3) выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости, 4) оценка и анализ сезонности и цикличности развития рынка, 5) оценка и анализ региональных различий, 6) оценка и анализ деловой активности, 7) оценка интенсивности конкуренции, 8) оценка коммерческого риска.

Задачи:

– выявить всех конкурентов,

– изучить ассортимент выпускаемой продукции,

– изучить политику ценообразования,

– определить круг лиц, для которых будет выпускаться продукция,

– систематизировать эти показатели,

– установить силу и масштабы воздействия соответствующих коньюнктурообразующих факторов, их взаимосвязь и взаимообусловленность, и направленность действия,

– выявить активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки прогноза.

Отличительными чертами конъюнктуры рынка являются: динамичность; пропорциональность; вариабельность; цикличность. Следовательно, и конъюнктурный анализ должен отразить эти четыре характеристики. Соответственно выдвигаются четыре концептуальные задачи конъюнктурного анализа:

– анализ динамических закономерностей, тенденций;

– пропорциональность развития;

– анализ устойчивости рынка, его колеблемости и в статике, и в динамике;

– анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов;

– составление прогноза развития рынка с учетом предполагаемой его реакции на выход товара.

Определение наиболее вероятных оценок состояния рынка в будущем может осуществляться различными способами. Наиболее представительные из них следующие:

1) метод экспертных оценок;

2) метод статистической экстраполяции (метод тренда или продления динамических рядов). Он заключается в переносе явлений, имевших место на рынке в прошлом, на прогнозируемый период;

3) метод экономико-математического моделирования - построения многофакторных моделей с использованием ЭВМ;

4) графический метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: