Семинарское занятие № 11 (2 часа)
Тема занятия: Основы предупреждения конфликтов
Цель занятия: Развитие у студентов навыков эффективного и рационального поведения в конфликте, формирование у них умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия.
Основные понятия: эффективное и рациональное поведение в конфликте, социальное взаимодействие, тренинг, эмпатия, деструктивное (разрушительное) поведение, конструктивное поведение, аутотренинг.
Вопросы для обсуждения:
1. Трудности предупреждения конфликтов.
2. Способы предупреждения конфликтов.
3. Проблема конфликтных личностей.
Контрольные вопросы:
1. Каковы предпосылки успешной профилактики конфликтов?
2. Укажите основные трудности профилактики конфликтов и условия его вмешательства в его развитие.
3. Рассмотрите два уровня причин конфликта и способы их предупреждения. Каковы пределы и возможнсти этой деятельности?
4. Охарактризуйте сотрудничство как универсальный способ предупреждения конфликтов. Раскройте психологические методы поддержания сотрудничества.
|
|
Практическая часть:
Порядок проведения игры подробно изложены в следующем источнике: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005. –С. 128- 135.
В ходе занятия студенты получают установку на проведение занятия методом отработки тренинговых упражнений. Они узнают о теме и цели занятия и получают указания по поводу самостоятельного изучения литературы и уяснения основных понятий.
В ходе занятия студенты получают тренинговые упражнения, которые они самостоятельно отрабатывают. преподаватель контролирует работу студентов и оказывает им методическую помощь в овладении приемами эффективного общения и рационального поведения.
Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте.
Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте.
Упражнение 3. Развитие эмпатии.
Упражнение 4. Деструктивное (разрушительное) поведение.
Упражнение 5. Аутотренинг «Первая помощь в острой стрессовой ситуации».