Теория трансактного анализа (американский психотерапевт Эрик Берн 60-е годы ХХ века в книге «Люди и игры») может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии.
Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».
Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.
Э. Берн заметил, что люди в различных ситуациях занимают различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Д-дитя). Поведенческие характеристики основных трансакций представлены автором следующим образом.
Поведенческие характеристики основных трансакций представлены на рис 5.
Рис. 5. Поведенческие характеристики основных трансакций
Ребенок (Д) – проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.
|
|
Родитель (Р) – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.
Взрослый (В) – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, аппелирует к разуму, логике и т.п.