(сокращенный и модифицированный вариант игры
А.С. Прутченкова, Б.А. Райсберга)
Цель игры. Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, сформировать умения распределения доходов, сведения баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективно обсуждать сложную экономическую информацию и принимать решения в условиях ограниченного времени.
1. Порядок проведения игры
Подготовительный этап.
За 7-14 дней студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Им дают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных технологий рационального планирования семейного бюджета и рационального поведения при управлении супружеским конфликтом.
Игровая ситуация. В игре моделируется процесс распределения доходов и расходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.
Игровой этап.
I этап (4-5 минут). Участники объединяются в семьи (группы по 7-8 человек, желательно примерно равное число юношей и девушек в группе) и самостоятельно распределяют игровые роли: муж, жена, сын, дочь, свекор (отец мужа), свекровь (мать мужа), тесть (отец жены), теща (мать жены).
|
|
В случае неполной семьи необходимо распределить все первые роли.
Все эти данные каждая семья записывает в таблице 1 (два экземпляра).
Таблица 1
Характеристика семьи
№ п/п | Семейный статус | Фамилия, имя, отчество | Возраст | Место работы или учебы | Объем доходов, руб. |
Муж | |||||
Жена | |||||
Сын | |||||
Дочь | |||||
Свекор | |||||
Свекровь | |||||
Тесть | |||||
Теща | |||||
Итого: |
II этап (5-8 минут). Участники составляют характеристику семьи, обсуждая следующие вопросы: игровое имя и возраст каждого члена семьи; предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие пенсии; предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные источники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.
Одну таблицу каждая семья оставляет у себя, а другую сдает «эксперту» (его роль играет заранее подготовленный преподавателем участник или координатор игры).
Одновременно семьи работают над составлением своих потребительских бюджетов. «Эксперт» знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов, выясняя корректируя структуру и объем доходов.
|
|
III этап (35-40 минут). Координатор объявляет, что семьи мо
гут приступить к планированию предстоящих расходов в расчете на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается бланк (таблица 2), содержащий основные статьи расходов.
В процессе обсуждения статей расходов участники заполняют бланк как в абсолютных величинах расходов по каждой статье (в рублях — графа 2), так и в процентах по отношению к сумме расходов семьи (графа 3).
Необходимо обратить внимание на необходимость совпадения сумм расходов и доходов (баланс доходов и расходов).
Кроме того, члены семьи должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов. Общая сумма доходов семьи за месяц 10 000 руб.
Таблица 2
Расходная часть семейного бюджета
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап (10-15 минут). Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях. При этом каждая семья сообщает координатору игры основные итоги обсуждения и принятые решения, включая сумму всех доходов, полученных за месяц, сумму
всех расходов по основным статьям, итоговый баланс как разность
общей суммы доходов и общей суммы расходов семьи.
Если баланс доходов и расходов в конкретной семье отрицательный, то это означает, что она живет в долг и ей придется пояснить, где взяты недостающие деньги (или где семья планирует их взять). Если баланс положительный, значит, семья закончила месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Сэкономленные суммы также приплюсовываются к статье «Накопления, сбережения».
После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры приступает к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он доводит до сведения участников рациональный потребительский бюджет в процентном отношении по каждой расходной статье.
Участники игры выписывают данные в процентах в бланк 2 (графа 4) и начинают сравнивать свои результаты (в процентах по каждой статье расходов) с данными рационального потребительского бюджета.
Например, какую долю составляют суммы расходов по статье «Хлеб и крупы», совпадают ли они, или проценты, указанные по этой статье, слишком разные? Скажем, у одной семьи расходы по указанной статье составили 12%, а в Рациональном потребительском бюджете они составляют 7%.
Количественный анализ проводится по всем расходным статьям для определения степени соответствия процента распределения расходов каждой семьи проценту рационального потребительского бюджета.
Победителем в этой игре, то есть наиболее социально зрелой семьей, объявляется та, результаты которой ближе всего к данным рационального потребительского бюджета.
|
|
Таблица 3
Расходная часть рационального потребительского бюджета
» п/п | Наименование статьи расходов | Доля в общей сумме расходов, % |
Питание | 50 | |
Хлеб и крупы | 1 | |
Мясопродукты | 1 | |
Жиры (включая масло) | ||
Овощи | ||
Фрукты | ||
Сахар | ||
Молочные продукты | ||
Напитки | ||
Одежда | 20 | |
Верхняя одежда | ||
Белье | ||
Головные уборы | ||
Чулочно-носочные изделия | ||
Обувь | ||
Мебель и предметы домашнего обихода | 6 | |
Культурно-бытовые нужды | 5 | |
Алкогольные напитки и курение | 4 | |
Оплата квартиры | б | |
Платежи, сборы, налоги | 5 | |
Накопления, сбережения | 4 | |
Итого | 100 |
Для более точного определения уровня социальной зрелости семьи можно использовать следующую формулу:
Уровень социальной зрелости = 2 | а — в\,
где 2 — знак суммирования; а — величина расходной статьи в бюджете семьи, %; в — величина однотипной расходной статьи в рациональном потребительском бюджете, %; а - в — разность величин а и в по модулю.
Суммирование целесообразно проводить только по 8 основным расходным статьям.
В идеале показатель должен приближаться к нулю, то есть проценты, отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем статьям, должны совпадать с процентами статей Рационального потребительского бюджета.
V этап (15-20 минут). Координатор анализирует ход и результаты игры. В ходе анализа целесообразно обратить внимание участников на ряд моментов.
Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Какого рода и в чем их причина? Как семья выходила из конфликтов? Кто стремился гасить конфликты? Какие он использовал для этого приемы?