Логичность речи. Смысловая и стилистическая точность речи и различные пласты лексики. Точность речи и функциональные стили СРЛЯ

ТОЧНОСТЬ издавна осознаётся как 1 из главных достоинств речи. Точность как качество речи связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета, значений слов.

Точность речи – это прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности. Допустимо и понимание точности как соответствия между общепринятым значением слова и его применением в речи.

Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем языка. Чтобы речь была точной, слова должны употребляться в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке.

Через связь «речь-действительность» осуществляется познание действительности. Восприятие объекта познания происходит путём анализа, абстрагирования, обобщения. Результаты закрепляются в речевых формах. Вне общения не м.б.коммуникации => Нет конкретной проблемы к-ры речи на этапе докоммуникативного познания. Уже на этом этапе возможны будущие ошибки, нарушающие точность речи. Если познание объекта/ситуации не даст адекватной картины действительности, то последующее сообщение о них не сможет быть точным.

Различают точность предметную и точность понятийную.

Предметная точность задаётся экстралингвистической связью «речь-действительность» и состоит в соответствии содержания тому кругу предметов, явлений действительности, которые в речи отображаются. Всестороннее знание предмета – это важнейшее условие создания предметно точной речи.

Понятийная точность – соответствие сод-ия речи той системе понятий, кот-ая в ней обозначена. Л.Н.Толстой: «Слово – выражение мысли… и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

Точность – это такое коммуникативное качество речи, кот-ое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана сод-ия) предметно-вещной действит-ти и/или системе выражаемых понятий и проявляется в исп-ии слов в полном соответствии с их языковыми значениями.

Условия создания точной речи:

1. Знание предмета (экстралингвистическое условие).

2. Знание системы языка.

3. Умение соотнести знание предмета с языковыми знаниями в конкретном акте коммуникации.

Лингвистическое средство создания точной речи - верное словоупотребление (знание синонимических возможностей, избегание неточного словоупотребления, чёткое разграничение полисемии, омонимов, паронимов, хорошее знание слов, узких по сфере употребления (профессионализмы, архаизмы).

Требования к точности речи заметно различаются в разных функциональных стилях и формах языка. Требования к точности возрастают, когда нет непосредственного контакта с адресатом речи, а также при непосредственном контакте с широкой аудиторией. Точным и ясным должно быть изложение системы логических рассуждений учёного, описание эксперимента и его результатов, точно должны формулироваться научные выводы. Точность как качество научной речи тесно связано с точностью терминоупотребления.

Особый смысл приобретает понятие «точность» применительно к художественной речи, где критерий точности осложняют многие факторы. Над предметно-смысловыми связями здесь очень ощутима толща экспрессивно-изобразительных и оценочных наслоений. => Само понятие точности слова в контексте определённых стилей стан-ся весьма относительным. Точность художественной речи возникает как следствие 3-х устремлений автора:

1) к адекватности слова предмету;

2) к соответствию слова идейно-эстетической оценке предмета;

3) к реализации в слове конкретной стилевой установки художника.

Выбор точных деталей – следствие художнической наблюдательности, зоркости. За ней, кроме образного восприятия действительности, стоит знание.

ЛОГИЧНОСТЬ как качество речи тесно связана с точностью, но и отличается от неё. Логичность основана прежде всего на связи «речь-мышление». Точность – предварительное условие логичности. Неточная речь не м.б. логичной.

Логичность м.б.нарушена и при строгом употреблении слов. Логичность как качество речи выводит нас за пределы слова и вводит в пределы высказывания как ед-цы речи – в область синтаксиса. Логичность, как и точность, м.б. предметной и понятийной.

Предметная Л. – соответствие смысловых связей и отношений ед-ц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действ-ти. Понятийная Л. – отражение структуры логичной мысли и логичного её развития в семантических связях эл-тов языка в речи.

Условия логичности:

1. Овладение логикой рассуждения (экстралингвистическое условие). Логичным м.б. сообщение, только если в нём соблюдена логичность рассуждения.

2. Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости эл-тов речевой структуры. Это овладение логикой изложения.

Условия логичности в первую очередь – синтаксические:

А) сочетание одного слова с другим д.б.непротиворечивым. Алогизмы м.возникать за счёт объединения несоотносимых понятий;

Б) правильный порядок слов. Основа актуального членения предложения;

В) особенности лексического наполнения: служебные слова, вводные слова и сл/соч..

Условия логичности на уровне связного текста:

А) логичности зависит от того, насколько ясно и правильно выражена языковыми средствами связь отдельных высказываний в тексте. Логика речи д.последовательно отражать логику мысли. Ошибки, приводящие к нарушению речевой логичности за счёт неправильного соединения рядом стоящих предложений – распространённый случай речевых логических ошибок. %На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них сущ-т уже более 20 лет.

Б) обозначение переходов от одно мысли к другой.

В) членение на абзацы. Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В содержательном плане абзац – выражение законченности части целого, отдельного звена в общей динамике мысли и переход к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы позволяют следить за логикой авторской мысли.

Г) выбор синтаксических структур, адекватных хар-ру выражаемого сод-ия.

Д) композиция, метод организации излагаемого сод-ия. Трёхчастная композиция выражения мысли. Вступление: подготовка к восприятию текста, активизация внимания. Осн.часть – изложение осн.сод-ия текста. Наиболее значима и наиболее значительна по объёму. Заключение – закрытие композиционной рамки текста. Д.б. цельность и стройность логической организации текста.

Логичность особо важна для научного текста. Передача новой научной информации д.осущ-ся т.о., чтобы она б.понята, воспринята др.людьми и признана верной. => Научное описание имитирует процесс познания. => Описание д.б. логичным.

Принцип открытой логичности проявл-ся в особенностях актуального членения. Для научной речи хар-на отчётливая выраженность обоих компонентов актуального членения. Отчётливая актуальная расчленённость отдельных высказываний на тему и рему сочетается в научном описании с отчётливой выраженностью актуальной связи соседних высказываний.

Логичность в худ.речи носит специфический хар-р. Сохр-ся последовательность, непротиворечивость изложения, отчётливое выражение связи между высказываниями. Но критерии логичности худ.речи осложняются требованиями выражения худ.мысли. Логичность худ.речи – внутреннее ед-во, взаимодействие двух устремлений автора – к отражению действ-ти и к выражению худ.идеи в условиях конкретного лит-ого жанра. Здесь предметная или понятийная Л. м.б. поколеблена во имя логики и сцепления худ.образов. Всякое пр-ие иск-ва условно => Не м.рассматриваться как полный аналог тем явлениям действ-ти, о кот-х в нём гов-ся. Особая предметная логичность: если научный текст принципиально бесподтекстен, то содержательный план худ.пр-ия м.представлять собой довольно сложную систему содержательных уровней (%символ, аллегория, иносказание). Здесь меняются критерии логичности: важен точный выбор объекта – воплощения худ.идеи. Особая понятийная логичность: требование логической сочетаемости слов.

Алогизм в худ.речи исп-ся как стилистический приём. %сатиры.


Жаргон

Жаргон отличается от других подсистем языка тем, что проявляется не на всех уровнях, а только в лексике и фразеологии.

Исторические виды Ж.:

- классовый (с ним боролся Новиков и Фонвизин);

- условный (ремесленники, строители). Сюда же причисляются профессионализмы, арго, жаргон наркоманов;

- молодёжный жаргон (ученический + студенческий) = сленг;

- жаргон военнослужащих.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕМЫ:

1. Уголовно-маргинальная тема. Прежде всего, уголовные арго имеют преимущественное влияние на все остальные арго – студенческое, профессиональное и т.д. Такие слова, как малина «притон», мент «милиционер», брать на понт «обманывать», базарить «говорить», и множество других давно уже перестали быть собственно блатными словами. Процесс интенсивного заимствования воровских арготизмов разговорной речью, выход арго в художественную речь и т.д. произошёл во Франции несколькими веками раньше. Вероятно, данный процесс можно рассматривать в ключе варваризации и кинизации языка и культуры. «Культурным героем», который пропагандирует идеализированную маргинальную культуру и маргинальный язык, является, как правило, личность, близкая к киническому духу. Пафос его пропаганды – честность, смелость, преданность идее, т.е. изначальные нравственные ценности, «загубленные» официальной культурой. Он – странник, не раз бывавший в неволе, его характер твёрд, он мужественен, но в его душе есть надлом, надрыв. Таков был Высоцкий, не говоря уже о целой плеяде русских блатных бардов. По видимости, в конце 90-х блатная тема пришла к завершению. Кинический период её бытования сменяется раблезианским. Один из верных симптомов – тема т.н. новых русских, которую можно интерпретировать как площадное осмеяние уголовной культуры.

2. Армейская тема. Всеобщая воинская повинность в стране способствовала широкому распространению армейских арготизмов. Многие из них, такие как дембель или дед, дедовщина, стали общераспространёнными. Армейская лексика довольно разнородна. Её специфика определяется родом войск, местом дислокации части и т.д. Однако существует общий поэтико-эстетический фон, в котором выполнены армейские арготизмы. Они тяготеют в абсурдному примитиву (портянка «лист бумаги», фишка «караул», муравей «солдат осеннего призыва», помидорные войска «внутренние войска»).

3. Профессионально-корпоративные темы. В системе аргопоэтики каждое профессиональное арго и каждая профессиональная тема имеют свою тональность. Одни арго тяготеют к эстетизации речи, другие – к примитивизации. Например, такой арготизм артистов, как иудин день «первый день после летних отпусков», подразумевает владение определённым культурным фоном, а арготизм наркоманов машина «шприц» такого владения не требует. Среди арготизмов можно выделить внутрипрофессиональные элементы, не выходящие за пределы одного арго, и ярко выраженные интерарготизмы. К первым можно отнести такие слова, как нетленка «произведение, созданное не для коммерции, а для души» (у художников), шептало «переводчик-синхронист» (у переводчиков). Ко вторым – такое слово, как чайник «невыгодный посетитель в заведении» (у официантов), «начинающий, плохой водитель» (у шофёров), «физкультурник-любитель» (у спортсменов), «графоман» (у издателей). Многие интерарготизмы имеют воровское происхождение.

4. Молодёжная и детская тема. Молодёжные арго целесообразно рассматривать в контексте молодёжной культуры. Нельзя указать на устойчивые исключительно молодёжные арготизмы. Подавляющее большинство образцов молодёжного арго заимствовано или из других языков через профессиональное арго, или взято из «блатной музыки». Можно выделить отдельные студенческие арготизмы: экватор «время после зимней сессии на третьем курсе», путяга «ПТУ», стипа, стипуха «стипендия». Стилистически «угадываются» и школьные арготизмы, такие как гамма, жува «жвачка», физра «физкультура», училка «учительница».

Состав жаргона с течением времени изменяется. %крутой – попало в язык около 15 лет назад.

Группы:

1. Производственный Ж. (жаргон военнослужащих, названия вузов, учебных дисциплин);

2. Обще-бытовая лексика (названия частей тела, номинация лиц).

С/о:

1) перенос (метафорический, метонимический). Здесь – закон экономности;

2) морфологический способ:

- суффиксальный;

0 суффикс: блёв «тошнота» < блевать, кемар «сон» < кемарить, пёр «удача» < переть. Суффикс очень показателен в отглагольных экспрессивах, выражающих любую эмоцию и близких к междометию, типа откат, улёт, отпад, торч.

-аг(а): телага «телогрейка», путяга «ПТУ», куртяга «куртка», мультяга «мультфильм». Традиционная для арго модель.

-аж: подхалимаж «подхалимство», оживляж «что-либо, оживляющее действие, повествование». Форманта носит отчётливый франко-макаронический оттенок, как правило, связанный с псевдоэстетизацией.

-aj: раздолбай «бездельник, дурак», расфигай «неряха, лентяй». Форманта регулярно выступает в сочетании с приставкой. Вероятно, здесь присутствует аналогическое воздействие таких форм, как разгуляй, нагоняй и т.д.

-ак: строяк «строительный отряд», нагляк «наглость», пивняк «пивной зал, бар». Помимо чисто экспрессивной функции, данная форманта несёт функцию полифункционального унификатора: неудобняк работать (наречие), неудобняк ситуация (прилагательное).

-ан: друган «друг приятель», братан «брат, друг», глазан «человек с выпученными глазами, еврей». Помимо функции чисто экспрессивного приращения, форманта прежде всего обслуживает идею посессивности, обладания каким-либо качеством, т.е. нейтрализует две нормативные модели: «человек с чем» и «человек такой».

Перечислим ещё некоторые арготические суффиксы: -анк (наглянка, борзянка), -ант (неврубант), -ар(а) (ментяра, котяра), -арик (бухарик, алкарик), -изм (пофигизм). –ик «телик, велик), -л(а) (кидала), -онавт(анавт) (алконавт, долбонавт), -офарик (алкофарик), -ух(а) (спецуха), -ушка (порнушка), -эльник (брательник), -энь (похабень).

- суффиксально-префиксальный;

- аббревиатура;

3) заимствования %х/б;

Социальная т.зр.: 25 лет назад жаргонизмы б.очень распространены.

У Ж. нет преимуществ. Стирается экспрессия. Экспрессия негативна.

1) усиление негативных черт;

2) постарение жаргона (раньше после 23-х лет не использовался, а в последнее время стал задерживаться => Падение КР);

3) использование жаргона женской частью населения. Приобщение к жаргону, в т.ч. и к грубому;

4) возрастает вульгарность, грубость;

5) возрастает связь с преступным миром, проституцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: