Вопросы к зачету. 1. Теоретические и исторические предпосылки становления культурологии

1. Теоретические и исторические предпосылки становления культурологии.

2. Предмет, задачи, структура и методы культурологии.

3. Основные подходы к определению культуры.

4. Структура, формы и функции культуры.

5. Антропологические концепции культуры.

6. Психологические теории культуры.

7. Историкософские учения культуры О. Шпенглера и А. Тойнби.

8. Символическая и игровая модели культуры.

9. Метод типологизации культур: сущность, специфика, критерии.

10. Типологические модели культуры.

11. Факторы и механизмы динамики культуры.

12. Основные теории культурных изменений.

13. Синергетический подход к развитию культуры.

14. Особенности первобытной культуры.

15. Специфические черты культуры цивилизаций Древнего Востока.

16. Историческое своеобразие античной культуры.

17. Генеральные установки средневековой культуры.

18. Ценностные основания культуры эпохи Возрождения.

19. Базисные принципы культуры Нового времени.

20. Причины и формы проявления кризиса культуры 20 столетия.

21. Феномен постмодернизма: причины возникновения и сущностные черты.

22. Современная культура и глобальные проблемы человечества.

23. Становление культуры постиндустриального (информационного) общества в XXI веке.

24. Факторы детерминации особенностей отечественной культуры.

25. Определяющие признаки российской цивилизации.

26. Культура Древней Руси.

27. Культура Московского царства.

28. Культура Петербургской империи.

29. Культура советского периода.

30. Проблемы современной российской культуры.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич П. С. Культурология. – М.: Гардарика, 2005.

2. Золкин А.Л. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005.

4. История мировой культуры (мировые цивилизации) /Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002.

5. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2007.

6. Культурология /Под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2002.

7. Культурология /Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.

8. Культурология /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

9. Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Культурология: Краткий тематический словарь /Под ред. Г.В. Драча и Т.П. Матяш. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001.

10. Романов Ю.И. Культурология. – СПб: Питер, 2006.

11. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры. – М.: Эксмо, 2005.

12. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов н/Дону: Феникс, 1997.

13. Черная Л.А. Культурология: основы теории. – М.: Логос, 2003.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

ТЕМА 1. Природа религии, ее структура и функции.

1. Религиоведение как гуманитарная дисциплина.

2. Сущность и структурные элементы религии.

3. Причины возникновения и существования религии.

4. Социальные функции и роль религии в обществе.

При рассмотрении первого вопроса необходимо показать предпосылки возникновения религиоведения во второй половине XIX века (богословские и философские теории религии, этнографический материал), раскрыть предмет и основные разделы религиоведческого знания их специфику и задачи, совокупность методов исследования религии.

Второй вопрос предусматривает анализ сущностных черт религии (вера в сверхъестественное и постулирование обратной связи с ним с помощью особой техники; удвоение мира на сакральный и профанный и др.), характеристику компонентов структуры религиозной системы (религиозное сознание, религиозный культ, религиозные отношения и религиозные организации), их специфику и роль в составе религиозного комплекса.

Третий вопрос требует рассмотрения ключевых факторов детерминации религиозных феноменов, определяющих их возникновение и воспроизводство в ходе эволюции общества: социумных, гносеологических, психологических и антропологических. Важно показать определяющую роль социальных причин существования религии и производность остальных.

В четвертом вопросе нужно объяснить функциональные особенности религии, на конкретных фактах раскрыть специфику ее воздействия на личность и общественную жизнь, продемонстрировать неоднозначную роль религии на разных этапах развития человеческой цивилизации, особенно в современную эпоху.

Библиографический список

1. Гараджа В.И. Религиоведение. – М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. – М.: Эксмо, 2005.

3. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В.Религиоведение. – СПб.: Питер, 2006.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2004.

5. Религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2000.

6. Религия в истории и культуре /Под ред. М.И. Писманика. – М.: ЮНИТИ, 2000.

ТЕМА 2. Генезис религии. Ранние формы религии.

1. Теории происхождения религии.

2. Первоначальные формы религиозных верований.

3. Эволюция религии в ходе перехода к классовому обществу.

В первом вопросе нужно проанализировать основные концепции возникновения религии: астрально-натуристическая (Ш. Дюпеи, М. Мюллер), анимистическая (Э. Тайлор), прамонотеистическая (В. Шмидт), преанимистическая (Дж. Фрэзер, Р. Маррет), указать их недостатки и позитивные моменты. Особое внимание следует обратить на концепцию безрелигиозного периода в истории человечества и социальную теорию происхождения религии (С.А. Токарев).

Второй вопрос требует анализа элементарных форм религиозных верований и ритуалов (фетишизм, магия, тотемизм и анимизм), истоков их происхождения, коренящихся в способе жизнедеятельности людей первобытного общества и специфику проявления. Следует проследить, в чем заключалось воздействие примитивных форм религии на формирование последующих более сложных религиозных комплексов.

В третьем вопросе важно охарактеризовать процесс развития основных форм религии в первобытном обществе (культ семейно-родовых предков, вождей, культ племенного бога), установить его связь с эволюцией социальной основы общества. Нужно обратить внимание на понятия «полидемонизм», «политеизм», «генотеизм».

Библиографический список

1. Гуревич П.С. Религиоведение. – Воронеж: МПСИ, 2006.

2. Зубов А.Я. История религии. В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Аспект

Пресс, 1997.

3. Кислюк К.В. Религиоведение. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

4. Религиоведение /Под ред. А.В. Солдатова. – СПб.: Лань, 2004.

5. Религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2000.

6. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.

ТЕМА 3. Национально-государственные формы религии.

1. Даосизм – религия народов Китая.

2. Сикхизм – религия народов Индии.

3. Иудаизм – религия еврейского народа.

4. Синтоизм – религия японского народа.

Приступая к рассмотрению вопросов семинара нужно выяснить специфику национально-государственных религий. При подготовке каждого вопроса семинара нужно исходить из следующей логической схемы ответа: возникновение религии; особенности вероучения, культа и организации; основные этапы эволюции и современное состояние национальной религии.

Первый вопрос требует выявления специфики даосизма как религиозной системы, анализа процесса формирования определяющих черт вероучения и обрядности, структуры монашеской организации. Особое внимание нужно уделить сектантским движениям внутри даосизма, роли даоской религии в социально-политических процессах жизни общества, современное положение даосизма в Китае.

При изложении второго вопроса следует обратить внимание на причины возникновения сикхизма и его синтетический характер (сплав индуизма и ислама). Важно сделать упор на идеи монотеизма и равенства выступающих в качестве ядра вероучения и культовой практики. Нужно охарактеризовать особенности реформации сикхизма в XVII веке, предпосылки превращение сикхизма в политический фактор общественной жизни современной Индии.

В третьем вопросе необходимо прояснить структуру Ветхого Завета – священного текста иудаизма, раскрыть процесс становления государственного культа бога Яхве и догматики иудаизма (идеи монотеизма и богоизбранности еврейского народа), эволюцию иудаизма в период диаспоры и раввината, составления Талмуда (II – IV в.в.). Целесообразно рассмотреть реформационные процессы в иудаизме в XIX – начале XX веков (хасидизм и сионизм), роль иудаизма в современном государстве Израиль.

Четвертый вопрос предполагает предпосылки возникновения синтоизма как стержня культурно-религиозной традиции народов Японии, выявление характерных особенностей вероисповедного синтоистского комплекса – культ ками, обряды очищения, храмовая организация. Целесообразно проследить стадии эволюции синтоизма: взаимодействие с конфуцианством и буддизмом, идеология тэнноизма, упразднение синтоизма как государственной религии; прояснить место синтоизма в культуре современной Японии.

Библиографический список

1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. – М.: Эксмо, 2005.

3. Кислюк К.В. Религиоведение. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2004.

5. Религиоведение /Под ред. А.В. Солдатова. – СПб.: Лань, 2004.

6. Религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2000.

ТЕМА 4. Мировые религии: буддизм.

1. Возникновение и особенности раннего буддизма.

2. Главные течения буддизма: хинаяна и махаяна.

3. Тибетский буддизм (ламаизм).

4. Буддизм в Китае и Японии. Буддизм в России.

В первом вопросе необходимо раскрыть исторические условия возникновения буддизма, специфику вероисповедной доктрины о четырех «благородных истинах» и восьмеричном пути спасения, институте монашества, способе достижения состояния освобождения (нирваны). Следует обратить внимание на индивидуалистический пафос этики буддизма, наднациональной характер буддисткой идеологии и обрядности, обеспечившие его популярность и распространение в Индии и за ее пределами.

При рассмотрении второго вопроса важно проанализировать причины раскола буддизма, отличительные черты хинаянистского (сохранение принципов раннего буддизма, спасение через монашеский образ жизни) и махаянистского (расширения пантеона божественных существ, идея рая и ада, акцент на магических ритуалах) вероучения и культа, указать регионы распространения хинаяны и махаяны.

В третьем вопросе нужно отметить синкретический характер тибетского варианта буддизма (ламаизма) – синтез местной религии бон, махаяны и тантризма, рассмотреть этапы его становления (деятельность Падмасамбхавы в VII веке и реформы Цзонкавы в XIV веке). Особое внимание необходимо уделить роли магического компонента (дарани) в ламаистской обрядности, влиянию тибетского духовенства на жизнь верующих, современному состоянию ламаизма.

Четвертый вопрос предполагает анализ особенностей китайского (чань) и японского (дзен) вариантов буддизма, сформировавшихся в ходе адаптации буддизма к религиозно-культурным традициям народов Китая и Японии. Целесообразно рассмотреть процесс проникновения махаянистской версии буддизма на территорию России в XVIII столетии, возрождение буддизма в регионах его традиционного распространения (Тува, Бурятия и Калмыкия).

Библиографический список.

1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В.Религиоведение. – СПб.: Питер, 2006.

3. Кислюк К.В. Религиоведение. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2004.

5. Религиоведение /Под ред. А.В. Солдатова. – СПб.: Лань, 2004.

6. Религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2000.

ТЕМА 5. Мировые религии: христианство.

1. Происхождение христианства. Особенности идеологии и обряд-

ности первоначального христианства.

2. Католицизм.

3. Православие.

4. Протестантизм и его основные течения.

При рассмотрении первого вопроса нужно проанализировать социально-психологические, исторические и идейные источники христианства, базисные идеи христианской религии (всеобщей греховности, боговоплощения, искупления), главные тенденции в развитии христианской религии во II – III в.в. Важно отметить сложность и противоречивость процесса формирования христианской догматики и обрядности, во многом определившим его раскол на западное и восточное течения.

Второй вопрос требует раскрытия специфики формирования вероисповедных, культовых и организационных признаков католицизма, его эволюции и роли в жизни западноевропейского общества на протяжении многих столетий. Нужно сделать упор на рассмотрении современного этапа существования католицизма, в первую очередь, значении решений II Ватиканского Собора (1962-1965) для судьбы католической церкви в XX веке.

Третий вопрос предполагает выявления догматических основ православия и структуры церковной организации, анализа богослужебной практики (таинства, праздники, посты) как ведущего компонента православной системы. Необходимо рассмотреть основные этапы эволюции Русской православной церкви (образование, установление автокефалии и патриаршества, раскол, упразднение патриаршества и его восстановление), роль православия в истории и современной жизни России.

В четвертом вопросе важно указать влияние социально- политических процессов в Европе на становление протестантизма (М. Лютер, Ж. Кальвин) в XV-XVI веках, раскрыть ключевые принципы протестантского вероучения, культа и организации, охарактеризовать ведущие протестантские конфессии (лютеранство, кальвинизм, баптизм, иеговизм, пятидесятничество, адвентизм), направления их деятельности в современном мире и в России.

Библиографический список

1. Кислюк К.В. Религиоведение. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

2. Лозинский С.Л. История папства. – М.: Политиздат, 1986.

3. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2004.

4. Религиоведение /Под ред. А.В. Солдатова. – СПб.: Лань, 2004.

5. Религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2000.

6. Христианство: Словарь /Под ред. Л.Н. Митрохина. – М.: Республика, 1994.

ТЕМА 6. Мировые религии: ислам.

1. Социокультурные условия зарождения ислама.

2. Базисные установки мусульманского учения и культа.

3. Главные направления в исламе.

4. Реформация ислама в XIX – XX вв. Ислам в России.

В первом вопросе необходимо рассмотреть комплекс социальных и политических факторов определивших возникновение ислама, деятельность пророка Мухаммеда и превращение ислама в идеологию Арабского халифата, процесс распространения ислама в ходе арабских завоеваний.

Второй вопрос предполагает характеристику Священного Писания и Священного Предания ислама – Корана и Сунны, раскрытие основоположений исламского вероучения, «столпов веры» (обязанностей) мусульманина, обрядовой специфики мусульманства. Следует уделить особое внимание нормативному содержанию шариата – системы нравственно-юридических норм, регулирующих поведение и образ жизни верующего.

В третьем вопросе следует указать истоки раскола ислама, которые лежат в слиянии религиозной и политической сфер мусульманского общества. Важно раскрыть идеологические, вероисповедные и культовые расхождения между основными течениями, степень их влияние в исламском мире, регионы распространения и современное состояние. Целесообразно рассмотреть мистическое течение в исламе – суфизм и его воздействие на мусульманскую религию.

В четвертом вопросе важно проанализировать ход реформационных процессов и их результаты в исламских государствах в XIX – начале XX столетий (Египет, Турция, Индонезия и др.), ведущие тенденции развития ислама в современном мире (прежде всего фундаментализм), усиление роли ислама в социально-политических и духовных процессах нашего времени. Целесообразно рассмотреть эволюцию ислама в России, его положение в современном российском обществе.

Библиографический список.

1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Гуревич П.С. Религиоведение. – Воронеж: МПСИ, 2006.

3. Жданов И.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге 21 века. – М.: Политиздат, 1989.

4. Климович А.К. Книга о Коране. – М.: Политиздат, 1986.

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2004.

6. Религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2000.

ТЕМА 7. Современные нетрадиционные религии.

1. Причины возникновения и распространения нетрадиционных культов.

2. Типологические признаки нетрадиционных религий.

3. Классификация религий «Нового века» и их характеристика.

7. Нетрадиционная религиозность в современной России.

При изложении первого вопроса необходимо проанализировать связь процесса возникновения и распространения нетрадиционных религиозных культов во второй половине XX столетия с социально-духовным кризисом западного общества, падением авторитета и социального престижа традиционных религиозных конфессий (в первую очередь, христианских), глобальными угрозами, с которыми столкнулась человеческая цивилизация.

Второй вопрос требует выделения и анализа новизны сущностных характеристик «новых религий», которые выступают как оппозиция традиционным религиям и провозглашают создание новой религиозной традиции, способной обеспечить спасение современного общества. Особое внимание нужно уделить коммерческому характеру деятельности нетрадиционных новообразований, а также использованию ими различных методов психологического давления для вербовки, контроля сознания и поведения своих последователей. В этой связи важно подчеркнуть, что часть нетрадиционных религий занимаются антиобщественной деятельностью, причиняя ущерб здоровью личности (Аум Синреке, Церковь «Дети Бога», Белое братство «Юсмалос»).

При рассмотрении третьего вопроса нужно показать, что «новизна» нетрадиционных культов состоит в синкретическом характере их вероучения и обрядности, которые выступают как сплав различных элементов христианства, индуизма, ислама, современной науки и традиционных мистических практик (магия, мантика). В зависимости от вида синкрета их можно разделить на неохристианские, неоориенталистские, неомистические и сциентологические течения. Своеобразие данных направлений следует продемонстрировать на примере Церкви объединения, Международного Общества Сознания Кришны, Церкви Сатаны, Церкви саентологии.

В четвертом вопросе следует выявить причины образования и популярности национальных нетрадиционных религий, показать специфику вероисповедных, ритуальных и институциональных компонентов отечественных культов (Белое Братство «Юсмалос», Церковь Последнего Завета, неоязыческие объединения), их неоднозначное влияние на религиозную ситуацию в России.

Библиографический список

1. Гуревич П.С. Религиоведение. – Воронеж: МПСИ, 2006

2. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Рос-

сия, 1985.

3. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2004.

4. Религиоведение /Под ред. А.В. Солдатова. – СПб.: Лань, 2004.

5. Религиоведение /Под ред. И.Н.Яблокова.- М.: Гардарика, 2005.

6. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока, - М.: Наука, 1991.

ТЕМА 8. Свободомыслие и свобода совести как феномены культуры.

1. Свободомыслие и его основные формы.

2. Свободомыслие в истории общества.

3. Свобода совести: сущность, аспекты и условия реализации.

4. Свобода совести в истории общества и России.

В первом вопросе следует рассмотреть сущность свободомыслия, социально-духовную основу его возникновения, функционирования и развития. Целесообразно подчеркнуть, что эволюция свободомыслия представляет собой не линейный, а сложный и противоречивый процесс. Необходимо раскрыть связь свободомыслия с уровнем свободы достигаемым обществом в различные периоды своего существования, в различных сферах человеческой деятельности (познание, наука, техника, культура). Следует охарактеризовать спектр основные формы свободомыслия (богоборчество, религиозный скептицизм, индифферентизм, антиклерикализм, атеизм), которые выступают как последовательные ступени развития свободомыслия в обществе.

При изложении второго вопроса необходимо раскрыть проявления свободомыслия на различных этапах эволюции человеческого общества, показать закономерный характер их возникновения и развития. Особое внимание нужно уделить анализу форм свободомыслия в XX веке: атеистический экзистенциализм (Ж. Сартр), секулярный гуманизм (П. Куртц), эволюционный гуманизм (Дж. Хаксли), натуристический гуманизм (К. Ламонт), а также деятельности национальных и международных союзов свободомыслящих («Американская гуманистическая организация», «Всемирный Союз Свободомыслящих», «Международный Гуманистический и Этический Союз» и т.д.)

Третий вопрос требует раскрытия сущности свободы совести как базисного неотчуждаемого достояния личности, анализа позитивного (следование собственному выбору) и негативного (свобода сопротивления покушениям на внутренний суверенитет) ракурсов свободы совести, ее составных компонентов (философского, правового, экономического), предпосылок и условий реализации свободы совести в XXI веке.

При характеристике четвертого вопроса важно выявить глубокие корни свободы совести в истории человечества, особенности эволюции представлений о свободе совести и взаимосвязи идей веротерпимости, свободы вероисповедания и свободы совести в истории общества (античность, средние века, Новое время, современный период) и нашей страны. Важно отметить, что в XX веке право свободы совести закрепляется в национальных и международном законодательствах («Всеобщая декларация прав человека»). Целесообразно показать отражение проблемы свободы совести и взаимоотношений государства с религиозными организациями в современном российском законодательстве.

Библиографический список

1. Гараджа В.И. Религиоведение. – М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2004.

3. Религиоведение /Под ред. М.Я. Ленсу. – Минск: Новое знание, 2004.

4. Религиоведения /Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Гардарика, 2000.

5. Савельев В.И. Свобода совести: история и теория. – М.: Высшая школа, 1991.

6. Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. – М.: МГУ, 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: