«Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
Вступление в XVII век прошло под названием Age Nouvelle (фр.), Новое время. Конечно, переход от Возрождения к Новому времени достаточно условен, еще более условен рубеж, до которого применимо это понятие. С достаточной определенностью, однако, можно сказать, что во второй половине семнадцатого века наступает эра Просвещения (Enlightenment),которая длится весь последующий век и в какой-то степени захватывает начало века девятнадцатого. В течение XIX века Новое время сменяется «Новейшим». Таким образом, на определенном временном отрезке, довольно длительном, Новое время и Просвещение пересекаются — но не совпадают, имея все же различное смысловое содержание.
Немецкий историк культуры Ф. Даннеман, заметив, что Галилей родился в год смерти Микеланджело (1564), усматривает в этом символ: «В Новое время искусство уступает трон науке». Девиз, под которым наступает Новое время, был сформулирован английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561—1626): «Знание-сила». В оригинале он выглядит так: «Khowledge itself is power». Английское «power» имеет много оттенков, включая «мощь», «власть». Ф. Бэкон связывал с развитием науки надежды на власть над природой — искоренение болезней, предотвращение стихийных бедствий, расширение возможностей человека благодаря техническим приспособлениям. Он даже составил перечень наиболее насущных практических задач, стоящих перед наукой для содействия нуждам человечества и общественному прогрессу: продление жизни и омоложение, превращение одних тел в другие, владычество над воздухом и вызывание гроз. В утопии «Новая Атлантида» Бэкон с поразительной прозорливостью (хотя и без каких-либо технических деталей, присущих Леонардо), предвидит огромные башни для наблюдения над явлениями природы и для использования солнечного тепла, обширные помещения для искусственного создания атмосферных явлений и новых видов животных, лодки, плавающие под водой, передачу звуков на расстояние и т. д. Оставляя выполнение столь грандиозных задач будущему, Бэкон уже тогда обосновал необходимость объединения в научные коллективы (на первых порах хотя бы в проведении экспериментов), организации не только научной деятельности, но и государственной политики в ее отношении.
|
|
На основании выдвинутых им представлений английский философ развертывает широкую программу разработки «нравственных и психологических оснований науки как социально значимой деятельности». На этом пути Бэкон использовал все возможности, предоставленные ему высоким постом лорда-канцлера, который он занимал при короле Якове I. Вместе с тем ученый у него уже не факирствующий маг, пытающийся выпытать у природы ее тайны — для себя лично, а служитель и «интерпретатор», познающий Природу с огромным пиететом, но и на основе четко продуманного, систематического метода, «согласно с ее устройством» — именно этим приобретая возможность использовать природу. Бэкон видел в Природе учителя, который поможет наиболее разумным образом устроить общественную жизнь, добиться «морального, религиозного и политического обновления общества».
|
|
В предложенной им программе исходным было исследование отношения к природе, а уже на основе этого — отношений между людьми. С изучением природы Бэкон связывал и возможность обретения власти над самим собой — болезненными страстями и «аффектами души» (выражение уже Декарта). Много внимания Бэкон уделил также «изгнанию идолов, гирями висящими на крыльях разума»: это — идолы «рынка» (привычка некритически воспринимать ходячие мнения), «театра» (слепая вера в авторитеты), «рода» (ограниченность ума и чувств), «пещеры» (ограниченность условиями воспитания).
Уверенность в наступлении «века разума» все более укреплялась поразительными успехами механико-математического естествознания, по существу, отождествляемого с наукой, задающего ей эталоны, идеалы и нормы. В еще большей степени сказанное относится к наступившей вскоре эпохе Просвещения. Своеобразное кредо Просвещения сформулировал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592—1670): «Всем знать все обо всем». Конечно, это не более, чем идеал, но он добавляет к бэконовскому еще и то важное положение, что знание может и должно быть доступно не только избранным (по социальному положению или жизненным обстоятельствам), но и всем, кто к нему стремится, а стремление к знаниям должно сделаться естественным для каждого человека. Конечно, на первый план такая позиция выдвигала образование, заботу о котором должно взять на себя государство. Нет нужды при этом уточнять, что целесообразным и эффективным предполагалось только природосообразное образование, согласное с законами природы и природной предрасположенностью.
Просвещение вышло за пределы круга земель, охваченного Возрождением, включив страны Восточной Европы и Россию (которая впервые вступает в общеевропейскую колею), а также Северную Америку. Крах же идеалов Просвещения как очередной несбывшейся мечты человечества произошел в начале XIX века. Крушение программы Просвещения было сопряжено с целым рядом взаимосвязанных и взаимополагающих факторов. Это и выявление ограниченности метафизического материализма, бездушности безчеловечной (без человека) картины мира механистического естествознания, бесчеловечности и бездушности маховика капитализма, набиравшего обороты с успехами науки. В политическом плане крах Просвещения был обозначен походами Наполеона. Последние струйки Просвещения, усыхающие в первые 2—3 десятилетия XIX века, связаны с именами великих немцев — Канта, Гегеля, Гёте, Гердера, все еще веривших в Просвещение, но и видевших нереализованность его программы.
XVII—XVIII вв. — эпоха серьезных экономических и социальных перемен. Теперь уже, не сдерживаемые внешними и внутренними ограничениями, капиталистические преобразования приобрели значительный размах. Успехи естествознания, с одной стороны, обеспечивали капитализму мощную идейную и техническую базу, с другой — капитализм все более поддерживал и подстегивал науку, которая смещала свою направленность от «светоносной» и «плодоносной» (также выражение Ф. Бэкона). Как пишет Э. Мендельсон, «одни и те же социальные силы помогали и рождающемуся ученому, и рождающемуся капиталисту». Столь же неслучайно научная революция XVI—XVII вв. разворачивались одновременно с Нидерландской (1566—1609) и Английской (1604—1660) буржуазными революциями. В то же русло вписались позже война за независимость США и Французская революция 1789 г. Впрочем, то, чем она обернулась, явилось еще одним сокрушительным ударом по Просвещению.
|
|
«Республика Ученых»
Одним из наиболее значительных явлений культурной жизни начала XVII века стала деятельность неформального сообщества наиболее образованных людей Европы, которое вошло в историю под названием «Невидимые колледжи» (Р. Бойль), или «Республика писем» (впервые у П. Бейля, 1684), а позже — «Республика ученых». Эта нигде и никем не учрежденная «Республика» объединила под своими незримыми знаменами крупнейших мыслителей века — философов, теологов, естествоиспытателей, организаторов науки и ее покровителей. «Членами-корреспондентами» Республики Ученых могут считаться уже Ф. Бэкон и Г. Галилей, еще И. Ньютон, ее ядром — Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Р. Бойль, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Х. Гюйгенс, А. Арно и П. Николь, П. Ферма, братья Бернулли, Р. Олденбург, М. Мерсенн, шведская королева Христина.
Если название «Республика писем» определяется формой общения, то название «Республика ученых» передает состав и содержание ее деятельности. В ходе переписки, наиболее подходящей для интеллектуального общения в Европе XVII в., происходило непринужденное обсуждение широчайшего круга вопросов — естественнонаучных, религиозных, философских, моральных, социально-политических, объединенных основной идеей — общественного прогресса и роли в нем науки.
Лейтмотивом исследований «Республики» была установка во всем учиться у природы как «идеального государства», «величественного субститута Бога» и «наилучшего репрезентатора Божественного замысла», «воспитателя воспитателей» (Р. Бойль). Мир рассматривается как «кафедра, воздвигнутая творцом для обучения подлинному благочестию и высшим пруденциям». Любые явления и законы природы предстают, в характерной оценке Р. Бойля (1627—1691), как «эпициклы (термин из астрономии — В, Т.) великой и универсальной системы плана Бога».
|
|
Рассуждая в русле «обновленной религии», мыслители XVII—XVIII вв. были убеждены, что творец, как писал Р. Декарт (1596—1650), «не может обманывать человека в наивысших проявлениях его познавательных способностей». У Б. Спинозы (1632—1677) научное познание рассматривается как прямое отражение мышления Творца, благодаря чему «даже порядок наших идей повторяет установленные Им порядок и связь вещей». Происходило своеобразное отождествление природы сотворенной творящей и сотворенной (natura naturata et natura naturans), что позволило тому же Спинозе выдвинуть принцип «Природа — причина самой себя» («Natura est causa sui»). Мировоззренческой и методологической нормой при таком подходе становилась уже не отсылка к необъяснимой воле творца, а требование любое природное явление объяснить природными же причинами. На этом пути происходил переход от телеологических причин (телеология — учение о целях) к механическим, вопрос «для чего, с какой целью Господь сделал так-то?», сменялся вопросом «каким образом?», предполагавшим вполне прозаичные и строгие механико-математические расчеты.
Такую задачу ставили и выполняли физики и математики — Декарт, Паскаль (1623—1662). Лейбниц (1646—1716). Характерно, что они одновременно были философами, а Паскаль — еще и теологом. Паскаль писал о том, что человек — это хрупкая тростинка, подавленная безмолвием и грозным величием Вселенной, но эта тростинка, качаемая на ветру, велика тем, что обладает разумом. Тот же Паскаль, сравнивая познание с артиллерийской стрельбой, считал возможным создание научного метода, который позволял бы, вместо длительных пристрелок, одним выстрелом попадать в цель. Подобные же мысли высказывал еще Бэкон, не слишком жаловавший математику. Он утверждал, что человек, вооруженный точным научным методом, так же уравнивается с другими исследователями, как чертежник, вооруженный циркулем и линейкой. Под этими словами подписался бы и Декарт (кстати, артиллерист-баллистик по образованию), поставивший задачу создания «mathesis universalis». Он провозгласил: «Cogito ergo sum» — «Мыслю, следовательно, существую».
В свете сказанного понятно рафинированное внимание Республики ученых к проблеме научного метода — достоверного, надежного, способного приводить к абсолютной, исчерпывающей истине на все времена. Именно поиски достоверных оснований научного метода привели к извечному в истории философии и научного познания разделению на эмпиризм и рационализм. Сторонники первого считали единственно достоверным основанием научного познания эмпирические, опытные данные, в которые объединяющий их разум может внести субъективные элементы, их же оппоненты, напротив, доверяли именно рассудку, разуму (ratio), считая как раз опыт субъективным.
Многие представители Республики, особенно философы и естествоиспытатели в одном лице, были авторами исследований с характерными названиями — «Рассуждение о методе» (Декарт), «Опыт о человеческом разуме» (Дж. Локк), «Новые опыты о человеческом разуме» (Лейбниц). Не менее характерно, что даже «Этика» голландского философа Б. Спинозы была построена в форме следующих одна из другой теорем. Обращает на себя внимание и то, что уже философ следующего за Бэконом поколения, его соотечественник Томас Гоббс (1588—1679) ввел весьма знаменательное уточнение: «Знание само по себе еще не сила, но лишь путь к силе». Гоббс имел в виду прежде всего важность выработки надежных методов достижения научного знания и использования его результатов. Сейчас иногда даже утверждают, что он предостерегал о тех опасностях и бедах, которыми чреват научно-технический прогресс. Вряд ли, однако, можно было это тогда предвидеть. Тем более безосновательны встречающиеся порой обвинения в адрес Ф. Бэкона и даже Дж. Бруно как идеологов насилия над природой, которое с такой силой развернулось в ХХ веке.
В эпоху Просвещения наука (читай: естествознание) однозначно расценивалось как панацея от всех бед, способная обеспечить на Земле мифический «золотой век». Об общественном отношении к науке свидетельствует такая история. За 18 лет до возвращения к Земле знаменитой кометы, названной его именем, английский астроном Эдмунд Галлей (1656—1742) предсказал с небывалой точностью и время, и координаты ее появления. Когда же предсказание сбылось (в 1758 г.), это было воспринято как подлинный триумф науки и человеческого разума. По всей Европе шли праздничные гулянья, зажигались фейерверки, слагались оды в честь науки.