Цель и задачи

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)

Кафедра философии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации по самостоятельной работе

Студентов очного отделения

Специальность 060103 «Педиатрия»

ТЮМЕНЬ – 2009

Одобрены центральным координационным

Методическим советом

Автор – преподаватель Е.С. Шорикова.

Рецензент – кандидат исторических наук, доцент

М.К.Бросалина

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

Н.А. Заболоцкий

«Продукт природы – то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности».

Г. Риккерт

«Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

З. Фрейд

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по циклу «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния культурологии. Особое внимание уделяется основным культурологическим учениям, творчеству представителей искусства и культуры, их идеям которые сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению социальных и антропологических проблем культурологии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории культурологии в различных культурах и исторических эпохах.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цели гуманитаризации медицинского образования определяются динамикой жизни, возрастанием мощности информационных потоков и развитием самого социо-культурологического дискурса как особого типа общения и духовного взаимодействия. Сегодня формирование социо-культурных комплексов часто ориентируется на низкие нужды. Например, СМИ, обладающие мощнейшим потенциалом, заполняют сознание людей рекламой, развлекательными фильмами, почти не уделяя внимание проблемам творчества, вопросам истории, этики, воспитания, психологии, литературы, в то время, когда человечество сталкивается с серьёзными трудностями, для определения которых нужны мобилизация воли и разума. Сегодня поэтому речь идёт о соединении образования с наукой, сознательном формировании культуры.

Цель преподавания дисциплины:

Дать студентам ясные и систематические представления о сущности культурологии как науки и способствовать формированию у них гуманистического мировоззрения и высокой общей культуры.

Задачи изучения дисциплины:

- Дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, составе, структуре, функциях, закономерностях, исторических типах культуры, а также об основных, культурных центрах и регионах,

- Обеспечить органическое сочетание естественнонаучных и гуманитарных знаний, способствовать выработке норм врачебной этики и деонтологии,

- Выработать у студентов умения к творческому, критически осознанному восприятию различных этно - культурных и этно - конфессиональных явлений и процессов,

- Сформировать у студентов умения ориентироваться в мире культурных символов, направлений в литературе, музыке, архитектуре, живописи, кино.

По окончания курса студент должен знать:

1.Основные понятия культурологи и тенденции развития мировой культуры.

2.Важнейшие вехи развития культуры, современные концепции культуры.

3.Взаимосвязь культуры и истории, исторические типы культур.

4.Основы духовной культуры.

5.Взаимодействие личности и культуры, связь культуры и душевного здоровья человечества.

6.Принципы ведения политических и культурологических дискуссий в условиях плюрализма мнений.

Студент должен уметь:

1.Самостоятельно и компетентно оценивать исторические вехи развития культуры.

2.Определять ценность явлений и предметов материальной и духовной культуры.

3.Работать с гуманитарными текстами.

4.Формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка к занятию должна включать в себя 5 этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к зачету, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а ещё лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь философских терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий – это значит уже в значительной степени знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями надо снова читать конспект лекций и учебник, можно также пользоваться словарями и учебными пособиями по культурологии, которые имеются в читальном зале кафедры. На следующем этапе работы студент должен читать приведённые в методичке вопросы для самоконтроля и отвечать самому себе на них, то же самое делать и с приведёнными упражнениями. На этом этапе необходимо использовать приведённую дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Всё это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может опять же использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них вызвали сомнение, следует записать и в начале семинарского занятия задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: