Лекция 11. Концепция культуры П.А. Сорокина

К теориям циклического развития относят концепцию П.А. Сорокина, основным трудом которого является ''Социодинамика культуры''. В работе ''структурная социология'' он вводит понятие «социокультурного взаимодействия: 1. Личность (как субъект взаимодействия); 2. Обществ (как совокупность взаимодействующих личностей); 3. Культура (знания, нормы, ценности, которыми владеют взаимодействующие личности). Сорокин отмечает, что ни один из пунктов не может существовать в отсутствии двух других. Главное в культуре - ценности. В качестве ценностей может выступать, как чувственное, так и сверхчувственное начало, а также синтез того и др. В зависимости от этого Сорокин выделяет три типа культуры: 1. Идеоциональная; 2. Чувственная; 3. Идеалистическая. В идеоциональной культуре Бог, как сверхчувсвенное начало, признаётся истинной реальностью и высшей ценностью. Эта культура, по сути своей, религиозна. К ней относят культуру Брахманской Индии, буддистскую, Древнегреческую, Западноевропейскую средневековую, культуру Древней Руси. Главная истина - истина веры, которая постигается путём мистического опыта, божественной интуиции и откровения. Чувственная культура является противоположностью идеоциональной (культура Античной Греции и Рима). В Европе этот тип формировался в эпоху Возрождения, продолжил своё существование в XX веке. В чувственной культуре окружающий человека мир признаётся объективным, реальностным, он постигается с помощью органов чувств. В ней получили большое развитие естественные науки. Резко возростает число научных открытий и технических изобретений. Материальные ценности становятся определяющии. На смену личным ценностям приходят временные. Своеобразие чувственного искусства - главной темой искусства становятся реальные события и представители различных социальных групп. Язык - натуралистичен, лишён всякой символики. Идеалистическая культура - промежуточная, переходная между идеоциональной и чувственной. В ней гармонично существуют философия, наука, религия и искусство. А в искусстве реалистический, символический и аллегорические стили. Рассвет этой культуры приходится на Золотой Век Античности. Чередование этих типов культуры подчинено строгому закону: идеоциональная сменяется идеалистической, а затем чувственной. Культура вновь продолжает своё развитие в тех же типологических формах и в той же последовательности. При переходе от одного типа культуры к другой общество переживает кризис. В подобном кризисном состоянии пребывает соврем Западная цивилизация. В ней происходит переход от чувственной к идеоциональной культуре. Сорокин считал, что проявление кризиса в современной западной культуре наиболее очевидна в сфере морали. Он называет основные черты кризисной морали: 1. Утилитарность; 2. Гедонизм (человек ценит лишь то, что доставляет развлечение, удовольствие); 3. ''Денежное сумасшествие''; 4. Моральный релятивизм; 5. Господство силы и принуждения в социальной жизни в отношениях между людьми. Выход из кризиса культуры Сорокин видит в неизбежном переходе к идеоциональной культуре. В 60-х гг. Сорокин разработал теорию Конвергенции, согласно которой основной тенденцией современной эпохи является сближение двух противоположных систем (капиталистической и социалистической), в дальнейшем возможно их слияние в некое смешанное общество, которое будет объединять лучшие черты каждой из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: