Содержание
Вступление …………………………………………………………………………..3
Раздел I: Теоретические проблемы культурологии. Ее модели. 3
Понятие культуры, ее модели, виды, основные периоды.. 3
Культура Древнего мира и Средних веков. 16
Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени. 31
Гуманизм эпохи Возрождения, эпохи Просвещения XVIII в. 31
Основные направления в Западной культуре XIX в. нач. XX в. 48
Культура Древней Руси. От Руси к России (XVIII в.) 53
Раздел III. Золотой век русской культуры.. 63
Серебряный век русской культуры.. 66
Русский авангард. 68
Культура постмодернизма. 71
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованной литературы……………………………………………...75
Вступление
Культурология - это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.
Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.
Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.
Курс культурологии дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Раздел I: Теоретические проблемы культурологии.
Понятие культуры, ее модели, виды, основные периоды
В широком смысле культура, все созданное человеком. Культура предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.
Культуру обычно подразделяют на: материальную; духовную.
Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д.
Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д.
Внутри духовной культуры часто специально выделяют: художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы; научно-техническую культуру.
Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку: это результат человеческой деятельности; имеет духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека; имеет материальное воплощение (и для художественного произведения – скульптурного, живописного, литературного и т. д.).
Примерами могут служить архитектурные постройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.
Между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях нередко бывает весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности. Эти различия в конкретных социально-исторических условиях могут войти не только в противоречия, но и в конфликт, приняв при этом значительные масштабы. Как раз нечто подобное случилось с культурой в XIX и особенно в XX веке, когда материальная культура начала все больше доминировать над духовной.
Само слово «культура» появилось в римской античности. На латыни оно означало «агрокультуру», то есть возделывание, обработку, «культивирование» земли.
В XVIII веке, вошедшим в историю под именем эпохи Просвещения, это понятие получило достаточно устойчивое употребление, которое, по сути, ограничивается одной лишь духовной культурой (просвещенность, образованность, воспитанность человека).
Культурология еще пребывает на стадии становления; в ней нет еще достаточно разработанных понятий, категорий и терминологического аппарата. Тем не менее, число определений культуры растет, и составляет более полутысячи.
Культура рассматривается как: «степень человеческого в человеке» (Ф. Шиллер), «стиль жизни народа» (Ф. Ницше), «живая судьба народа» (Н. Бердяев), «предельное обобщение всего» (А. Лосев).
Существуют точки зрения, обобщив которые можно сказать, что слово «культура» имеет значение образования и воспитания, производства и творчества, поклонения и почитания (религиозному культу).
В конце XIX века были предприняты первые попытки создания собственно культурологии. В частности, такие попытки имели место в Германии, где в рамках новой науки рассматривалась главным образом религия. Однако в полном смысле – и по названию, и по сути – культурология родилась только в XX столетии.
Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975) своей книгой «Наука о культуре» (1949). Его заслуга состоит, прежде всего, в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.
Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую (определяющую); социальную; идеологическую.
Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает экономические, нравственные, политические отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания.
Первые модели в культурологии были также связаны с именем Л.Уайта.
Лесли Уайт (1900 - 1975) рассмотрел культуру как научную категорию, имеющую определенную область деятельности, которая имеет свои законы развития и не зависит от воли конкретного человека. Он определил это по схеме:
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ |
СОЦИАЛЬНАЯ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ |
Уайт показал 3 подсистемы
Ведущая – технологическая
Вторая модель культуры (Лесли Уайта)
A – не промышленная деятельность, B – экономика, C – политика, D – промышленность, E – с/х деятельность, F – мораль
Уайт обозначил векторы. Эти векторы обозначают устойчивые, относительно автономной структуры, элементы культуры. Векторы воздействуют друг на друга, и их сумма определяет стратегическое развитие культуры в целом. Какое-то время векторная сумма находится в равновесии, но стоит появиться какому-нибудь новому вектору, равновесие теряется и система приобретает новые количественные и качественные характеристики. Например, конфликты по национальным вопросам, расизму, терроризму.
Третья модель (Традиционная модель культуры) – линейная.
Древний мир → Средние века → Новое время → Современность.