Обучение по дисциплине «Культурология» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (семинарских) занятиях и самостоятельной работы студентов.
Семинарские занятия дисциплины «Культурология» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.4.1.
С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:
- знакомит с новым материалом,
- разъясняет основные и дополнительные учебные элементы,
- систематизирует учебный материал,
Подготовка к лекции заключается в следующем:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции,
- ознакомьтесь с рекомендованными источниками по предстоящей теме,
- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Подготовка к семинарским занятиям:
- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с рекомендованными источниками,
|
|
- выпишите основные термины,
- готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из контрольных вопросов вопросов.
Учтите, что:
- Готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы,
- Рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.
Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине.
В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:
- программой по культурологии,
- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть,
- тематическими планами лекций, семинарских занятий,
- контрольными мероприятиями,
- учебником, учебными пособиями по культурологии, а также электронными ресурсами.
- перечнем экзаменационных вопросов.
Тема 1 «Предметная область культурологи. Суть и основное содержание понятия культуры. Культура как философский концепт». В рамках изучения данной темы рассматриваются такие проблемы, как предмет культурологии, всесторонне описываются цели культурологии, которые заключаются в анализе фактов культуры, связи между элементами культуры, динамику культурных систем, способы производства культурных феноменов, типы культур и культурные коды, систему их взаимодействия. Культурология как самостоятельная дисциплина в рамках гуманитарного знания. Рассматривается двойственная структура культурологи: теоретический и прикладной аспекты. Производится исторический анализ термина «культура» и понятия «культура», а также изменение представлений о сущности в культуры в исторической перспективе (общие сведения и истории понятия в философии Древней Греции, Рима, Средневековой Европы, Возрождения, Гуманизм, Новое время)
|
|
Тема 2. «Сущность и функции культуры. Культура как предмет философского анализа». Культура Запада базируется на основах, заложенных в период Древней Греции. Гомер и Гесиод систематизировали мифологию и выделили определения человека культуры. М.П. Катон и Цицирон: введение понятия «обработка» и «культура» как возделывание почвы и души. Августин Блаженный. Важной является концепция «книги природы», разработанная в Средние века Роджером Бэконом. Важнейшим достижением является гуманизм, как особый взгляд на культуру и человека эпохи Возрождения. Эпоха Просвещения рассматривает историю культуры как постепенное движение от невежества к провсещённому культурному состоянию. Культурологические концепции Просвещения (Вико, Дидро, Руссо). Культурологические концепции философов Нового и Новейшего времени (И.Кант, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).
Тема 3. «Современные концепции культуры». Игровая концепция культуры в трудах Х. Ортега-и-Гассета, Й.Хёйзинги, Г.Гессе. История культуры рассматривается в контексте игры, игровая составляющая культуры является важнейшим элементом в философско-культурологическом анализе мировой культуры. Концепция «парадигмы» и «научной революции» в философии Т.Куна – это один из четырёх основных рубежей в формировании современных представлений о культуре. Парадигма – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу». Это наиболее общая картина рационального устройства природы. Постмодернистский подход к определению культуры является последним рубежом в формировании представлении о культуре. Семиотический анализ очень важен в современном гуманитарном знании. Семиотика изучает любые способы общения с помощью символов, а также любые объекты, которые могут рассматриваться в качестве языков. Концепция цивилизации риска появляется в 80-е годы ХХ века, в основе лежит представление об осознании опасности стремительного роста технологического прогресса.
Тема 4. «Прикладная культурология». Принципы типологизации культур. Тип культуры – это сходство, общность средств, объединяющих культурные единицы в одно множество и отличает это множество от других. На основании такого определения выделяются основные типы культур. Классический способ деления это Конфуцианско-даосский тип культуры, Индо-буддийский тип культуры, Мир исламской культуры, Христианский тип культуры (история культуры Западных стран), Русская культура в мировой истории. При типологизации культур вводится понятие культурной конфигурации, то есть культуры рассматриваются не столько в плане их уникальности, но в плане неповторимого сочетания элементов, как уникальных, так и повторяющихся в разных культурах.