Методические указания студентам. Обучение по дисциплине «культурология» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (семинарских) занятиях и самостоятельной работы студентов

Обучение по дисциплине «Культурология» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (семинарских) занятиях и самостоятельной работы студентов.

Семинарские занятия дисциплины «Культурология» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.4.1.

С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

- знакомит с новым материалом,

- разъясняет основные и дополнительные учебные элементы,

- систематизирует учебный материал,

Подготовка к лекции заключается в следующем:

- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции,

- ознакомьтесь с рекомендованными источниками по предстоящей теме,

- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к семинарским занятиям:

- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с рекомендованными источниками,

- выпишите основные термины,

- готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из контрольных вопросов вопросов.

Учтите, что:

- Готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы,

- Рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине.

В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- программой по культурологии,

- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть,

- тематическими планами лекций, семинарских занятий,

- контрольными мероприятиями,

- учебником, учебными пособиями по культурологии, а также электронными ресурсами.

- перечнем экзаменационных вопросов.

Тема 1 «Предметная область культурологи. Суть и основное содержание понятия культуры. Культура как философский концепт». В рамках изучения данной темы рассматриваются такие проблемы, как предмет культурологии, всесторонне описываются цели культурологии, которые заключаются в анализе фактов культуры, связи между элементами культуры, динамику культурных систем, способы производства культурных феноменов, типы культур и культурные коды, систему их взаимодействия. Культурология как самостоятельная дисциплина в рамках гуманитарного знания. Рассматривается двойственная структура культурологи: теоретический и прикладной аспекты. Производится исторический анализ термина «культура» и понятия «культура», а также изменение представлений о сущности в культуры в исторической перспективе (общие сведения и истории понятия в философии Древней Греции, Рима, Средневековой Европы, Возрождения, Гуманизм, Новое время)

Тема 2. «Сущность и функции культуры. Культура как предмет философского анализа». Культура Запада базируется на основах, заложенных в период Древней Греции. Гомер и Гесиод систематизировали мифологию и выделили определения человека культуры. М.П. Катон и Цицирон: введение понятия «обработка» и «культура» как возделывание почвы и души. Августин Блаженный. Важной является концепция «книги природы», разработанная в Средние века Роджером Бэконом. Важнейшим достижением является гуманизм, как особый взгляд на культуру и человека эпохи Возрождения. Эпоха Просвещения рассматривает историю культуры как постепенное движение от невежества к провсещённому культурному состоянию. Культурологические концепции Просвещения (Вико, Дидро, Руссо). Культурологические концепции философов Нового и Новейшего времени (И.Кант, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

Тема 3. «Современные концепции культуры». Игровая концепция культуры в трудах Х. Ортега-и-Гассета, Й.Хёйзинги, Г.Гессе. История культуры рассматривается в контексте игры, игровая составляющая культуры является важнейшим элементом в философско-культурологическом анализе мировой культуры. Концепция «парадигмы» и «научной революции» в философии Т.Куна – это один из четырёх основных рубежей в формировании современных представлений о культуре. Парадигма – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу». Это наиболее общая картина рационального устройства природы. Постмодернистский подход к определению культуры является последним рубежом в формировании представлении о культуре. Семиотический анализ очень важен в современном гуманитарном знании. Семиотика изучает любые способы общения с помощью символов, а также любые объекты, которые могут рассматриваться в качестве языков. Концепция цивилизации риска появляется в 80-е годы ХХ века, в основе лежит представление об осознании опасности стремительного роста технологического прогресса.

Тема 4. «Прикладная культурология». Принципы типологизации культур. Тип культуры – это сходство, общность средств, объединяющих культурные единицы в одно множество и отличает это множество от других. На основании такого определения выделяются основные типы культур. Классический способ деления это Конфуцианско-даосский тип культуры, Индо-буддийский тип культуры, Мир исламской культуры, Христианский тип культуры (история культуры Западных стран), Русская культура в мировой истории. При типологизации культур вводится понятие культурной конфигурации, то есть культуры рассматриваются не столько в плане их уникальности, но в плане неповторимого сочетания элементов, как уникальных, так и повторяющихся в разных культурах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: