Методические указания. 1. Обращаясь к изучению истории культуры, необходимо прежде всего задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется

1. Обращаясь к изучению истории культуры, необходимо прежде всего задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура — специфика человеческой жизнедеятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. Первым историческим типом культуры можно считать первобытную культуру. Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный. Для того чтобы понять особенности и генезис первобытной культуры, необходимо рассмотреть специфику каменного века как самого продолжительного в истории человечества, выделить основные периоды (палеолит, мезолит, неолит) и охарактеризовать их достижения в материально-практической, социальной и духовной сферах.

2. При рассмотрении второго вопроса важно обратить внимание на то, что миф – исторически первая система представлений человека о мире. Необходимо выявить основные содержательные аспекты мифов (космогонический и антропогонический) и охарактеризовать такие особенности мифологического мировоззрения как синкретизм, антропоморфизм, символизм, этиологизм. Для того чтобы ответить на вопрос о роли мифа в жизни первобытного общества, необходимо раскрыть его функциональное назначение, Следует обратить внимание на имеющиеся в культурологии интерпретации архаического мифа, представленные в следующих концепциях: эволюционистской (Э. Тайлор,), ритуалистической (Дж. Фрэйзер, Д.Харрисон), функционалистской (Б. Малиновский), социальной (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль).

3. При изучении третьего вопроса необходимо охарактеризовать формы религиозных верований первобытного общества, сыгравших исключительно важную роль в становлении и развитии духовной культуры: анимизм, фетишизм, тотемизм, магию. Следует выявить качественные характеристики ранних форм религии, рассмотреть причины их возникновения в первобытной культуре, а также устойчивости некоторых первобытных верований в культуре современного общества.

В процессе изучения этой темы необходимо овладеть следующим понятийным инструментарием: антропогенез, антропосоциогенез, культурогенез, миф, мифология, мифологическое мировоззрение, синкретизм, антропоморфизм, символизм, этиологизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. История мировой культуры. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Культурология: курс лекций / Под ред. И.Г. Палий. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2006.

4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. 10-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 тт. – М.: Российская энциклопедия, 1994. Статьи: Антропогонические мифы, Космогонические мифы, Мифология, Модель мира.

6. Тайлор Э. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989.

7. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990.

8. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М.: Наука, 1983.

9. Файнберг Ф. У истоков социогенеза. – М.: Наука, 1980.

10. Фрэйзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии – М.: Политиздат, 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: