Становление понятия культура

Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, где он имеет различное содержание и ему придается разный смысл.

Прежде всего, необходимо различать описательное и оценочное употребление этого слова. Когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек или человек, который ведет себя культурно, то таким образом выражают положительную (качественную) оценку, так же как, называя кого-либо некультурным человеком — оценивают его отрицательно. Такое оценочное употребление термина «культура» и производных от него прилагательных встречается, прежде всего, в обиходном языке.

Однако в науке не пользуются упомянутым оценочным значением, а придают термину «культура» лишь описательный смысл, то есть употребляют его для обозначения определенных (четко оговоренных) классов предметов, явлений и процессов, которые стремятся описать и объяснить.

Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. До этого времени в европейских языках термин «культура», произошедший от латинского cultura, употреблялся с приставкой agri, и первоначально означал возделывание земли. Немецкий философ В.Вундт (1832-1920) вывел слово «культура» от латинского глагола «colere», что тоже означает обрабатывать, возделывать (землю). Отсюда и произошло «agricultural — сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В.Вундтом было переведено как забота, направленная на облагораживание жизни.

В силу своей многозначности, это слово, неточно употребленное (не оговоренное специально), нередко является источником непонимания и ошибок. Так в настоящее время этот термин употребляется для обозначения разных явлений жизни:

1. В биологических и сельскохозяйственных (естественных) науках, когда говорят о «культурах» (штаммах) бактерий или о «культурах» (сортах) растений, то имеют в виду определенные, специально выбранные способы их выращивания.

2. Слово «культура» может означать улучшение и облагораживание человеческих обычаев и
способов поведения.
Это употребление перенесено из земледелия, но относится оно не к растениям, а к обычаям.

3. Можно встретить упоминание о предметах культуры, когда под культурой понимается «все
то, что не растет само по себе от природы, а появляется благодаря труду человека, то, что создано
целенаправленным размышлением и деятельностью людей». Это наиболее широкое понимание термина, охватывающее все материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, простейшее орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, зародившаяся в уме человека. Это разделение на «природу» и «культуру» легло в основу разделения наук на естественные и гуманитарные.

4. Иногда термин «культура» употребляется и более избирательно, в более узком значении. Тогда в рамки человеческой культуры помещаются не все продукты человеческой деятельности, а только «высшие», то есть наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи,
облагороженные обычаи — словом, высшие создания его духа, предполагающие совершенствование
разума, стремление к высшим целям, а не просто удовлетворение биологических потребностей.

5. Наконец, значение термина может быть еще более суженным:

— так, если мы употребляем и принимаем название «Дворец культуры и науки», то, значит,
соглашаемся, что наука не включается в культуру;

— а если мы принимаем название «Парк культуры и отдыха», то соглашаемся с исключением
отдыха из области культуры.

Но что же входит в объем понятия «культура»?

Не все продукты человеческой деятельности входят в культуру. Многие из них быстро исчезают, вообще не закрепляются, не будучи восприняты более широкими группами людей. Чтобы какой-либо продукт человеческой деятельности вошел в культуру, он должен сначала объективироваться, то есть должен быть закреплен материально.

Например, стихи или музыкальное произведение, созданные автором, не записанные, не закрепленные материально, не переданные другим, недоступные познанию и опыту других лиц, погибают и исчезают. Лишь тогда, когда поэма или песня записаны или переданы устно, когда они закреплены в письме или в памяти чтецов, певцов, когда они воспроизведены и пережиты группами людей, когда они вошли в их сознание и стали частью их образа мышления, лишь тогда можно говорить, что данное произведение стало элементом культуры, определяющим поведение и стремления людей, силой, формирующей общественную жизнь.

Для наших дальнейших рассуждений о культуре примем следующее определение:

Культура — это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

В этом определении мы подчеркиваем, что в культуру включаются и материальные продукты, и системы ценностей (это понятие мы объясним ниже), и образцы поведения, и системы деятельности. Это, следовательно, очень широкая область, достаточно далекая от рассмотренных выше определений, сужавших объем этого понятия. Далее мы подчеркиваем, что с изложенной здесь точки зрения в культуре важно то, что принято или имеет шансы быть принятым группой, что может быть передано другим индивидам или группам.

В современной науке встречается много определений культуры. Американские исследователи А.Кребер и К.Клакхон в работе «Понятие культуры. Критическое обозрение дефиниций» подсчитали, что с 1871 по 1917 годы дано всего 7 определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено еще 157 определений культуры. А.Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже 250 определений. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений. Именно поэтому оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной фразой.

Кребер и Клакхон проанализировали определения, сформулированные в литературе в течение последних столетий, а затем сформулировали собственное определение:

«Культура основана на схематизированных и эталонных (patterned) способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая и их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности».

В этом определении акцент сделан на идеях и связанных с ними ценностях, которые определяют принятые в данной группе образцы мышления, деятельности и реакции на внешние стимулы. Кроме того, в определении выделены материальные или символические произведения, которые эти образцы закрепляют и объективируют. Упрощая, мы могли бы сказать: существуют определенные идеи, передаваемые из поколения в поколение, с этими идеями связаны системы ценностей; они в свою очередь определяют поведение и деятельность индивидов и групп, их способы мышления и восприятия. Весь этот комплекс называется культурой.

Есть различные социологические определения, которые обозначают культуру как «комплекс образцов поведения, принятых в какой-либо социальной группе»; другие определения обозначают культуру как «социальное наследие в целом, передаваемое из поколения в поколение»; третьи — как «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д. Позднее мы рассмотрим различные концепции культуры, в каждой из которых будет дано свое определение культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: