Морфология культуры

Дальнейший анализ потребует отыскания более конструктивных единиц наблюдения. В каждой культуре или в каждой ее области существуют определенные функциональные единицы, являющиеся основными составными частями культурных систем.

Такие основные составные единицы культуры называются элементами или чертами культуры. Ими могут быть какие-либо предметы материального обихода или идеи, играющие важную роль в одной или нескольких областях совместной жизни, вокруг которых концентрируются другие, функционально с ними связанные предметы или идеи. Например, в некоторых первобытных обществах таким организующим элементом деятельности людей мог быть лук, бумеранг, мотыга или что-либо иное. Появление этого элемента означало вступление в действие некоторых важных факторов: охота с помощью бумеранга проходила иначе, чем с помощью лука и стрел. В первобытных культурах Америки колесо было неизвестно, поэтому развивались совершенно иные системы средств коммуникации и транспорта, чем в тех культурах, в которых были созданы средства передвижния на колесах. Элементом культуры может быть, например, паровая машина, вокруг которой одновременно объединяются многочисленные и сложные предметы, способы труда, образцы поведения, идеи и т.д. Элементом может быть также, к примеру, идея эволюции, идея относительности, которые организуют вокруг себя целые научные и философские системы, целые школы и интеллектуальные направления. В каждой конкретной области культуры можно обнаружить ряд таких основных элементов культуры, которые в большем или меньшем объеме, удовлетворяя и пробуждая потребности, влияют на деятельность людей, организуя и объединяя усилия, приводят к созданию более сложных культурных систем.

Более широкая совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально связанных с определенным элементом, называется культурным комплексом2.

2 Известна классификация элементов культуры, которой пользуются американские культурологи У.Зелински и Дж.Хаксли. В соответствии с ней выделяются следующие совокупности: 1) артефакты, включающие все опредмеченные следы человеческой деятельности; 2) социофакты, включающие все допустимые способы взаимодействий людей; 3) ментифакты или принятые в сообществе ценности — этика, идеология, религия. Из этих элементов складываются крупномасштабные представления реальности — Природы, Истории, Духа (картины мира). В каждой культуре можно обнаружить ряд таких основных элементов, которые влияют на жизнь людей и их деятельность, удовлетворяют и пробуждают их потребности.

Например, если мы примем автомобиль за отдельный элемент культуры, то все предметы, учреждения, институты, образцы поведения, правила, связанные с производством, продажей, эксплуатацией и ремонтом автомобилей, образуют обширный культурный комплекс. Культурные комплексы создают характерный облик обществ, их появление или отсутствие говорит о степени его развития. В каждой сфере культурной деятельности можно выделить характерные комплексы: в земледелии им может быть, например, выращивание определенного растения; так, выделяют комплекс выращивания риса, кукурузы, пшеницы или картофеля. В охотничьих культурах это может быть вид оружия, при помощи которого охотятся (например, введение лука изменило образ жизни охотников, появление конных лучников революционизировало уклад жизни племен, населяющих прерии), или это может быть животное, на которое охотятся. Известны культуры, созданные вокруг одного комплекса, например ловли лосося, охоты на бизонов.

Более развитые общества обладают многими культурными комплексами, сосуществующими во всех важных областях их деятельности.

Итак, ядром культурного комплекса могут быть идеи или предметы. Формировать комплекс вокруг себя могут прежде всего идеи, передаваемые из поколения в поколение, или иначе говоря — идеи «традиционные». Такие идеи являются как бы «экспликацией» наследуемых, базисных культурных форм, или, скорее всего, их «современной» интерпретацией.

Здесь необходимо разобраться с тем, какими свойствами должна обладать идея, чтобы она стала ядром комплекса, то есть обладала бы способностью возбуждать, инициировать, собирать вокруг себя другие единицы культуры, фокусировать на себя всю целостность, называемую комплексом.

С этой точки зрения непреложные требования к идее можно разделить на две группы.

К первой относятся те, что связаны с содержанием идеи. В соответствии с этим типом требований идея должна содержать такие представления о реальности, которые включают «цели и проекции познания реальности, равно как и практического преобразования мира».

Другая группа требований относится скорее не к содержанию идеи, а к ситуации, к сопутствующим условиям, обеспечивающим как ее появление, так и весь ее жизненный цикл. Эту группу требований составляют: 1) адекватность социокультурной ситуации (наличие крупных социальных противоречий и поиски средств их преодоления); 2) социальная важность, значимость (осознание возможности разрешения сложившихся противоречий с помощью этой идеи); 3) своевременность (подготовленность, разработанность, «степень зрелости» идеи, чтобы быть использованной); 4) ее доступность; 5) возможность освоения (наличие каналов трансляции идеи и субъектов освоения).

Вокруг одинаково поименованной идеи могут в разные времена возникать и создаваться разные культурные комплексы и это определяется тем, что в разных социокультурных ситуациях одна и та же идея может наполняться различными представлениями и различными смыслами.

В культурный комплекс, кроме идеи-ядра, входят единицы культуры другого типа, которые непосредственно связаны с идеями и существуют в контексте идей. Это — ценности, ценностные ориентиры, которые отражают потребности и интересы общества, отдельных индивидуумов, включают в себя представления людей об идеалах, моральных принципах, несут в себе отношение сообщества к происходящему и прошедшему, побуждают к определенным действиям.

Что такое ценность и чем она отличается от идеи? Каковы условия возникновения? От чего зависит появление ценностей?

С точки зрения того, что может стать ценностью, диапазон объектов достаточно широкий. «Любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, предмет действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость».

Согласно Г.Риккерту, во всех явлениях культуры мы всегда находим воплощение какой-нибудь признанной сообществом ценности, «ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком». Таким образом, ценность как единица культуры должна быть признана сообществом.

Ценность не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное, принципиальное различие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: