Процессы приспособления

Особую роль в формировании структуры личности играет процесс приспособления. Он, во многом, схож с процессом социализации, поскольку результатом и того и другого является подключение к культуре, освоение новых норм, правил, образцов. Специфика процесса приспособления состоит в том, что он проявляется тогда, когда человек оказывается в новых условиях, в которых до сих пор используемые им образцы действий, критерии оценок не приводят к удовлетворению потребностей, не дают возможности поддерживать себя и участвовать в общественной жизни. О приспособлении мы говорим, следовательно, тогда, когда человек переходит из одной культурной среды в другую: юноша закончил школу, поступил в институт — он осуществил переход из одной среды в другую; молодой специалист, только что получивший диплом, устроился на работу — он сменил социальный статус; семья переехала из одного города в другой — она поменяла условия существования; крестьянин перешел из сельского хозяйства на работу в промышленность — он вынужден приспосабливаться к новым требованиям среды и т.д. Особенно наглядный пример: группа эмигрантов оказывается в чужой стране с другой культурой и социальной организацией; когда изменяются условия экономического и политического устройства.

Процесс приспособления содержит несколько элементов: познавательный — узнавание новой ситуации, обучение новым образцам и способам поведения, психологическая переориентация, то есть использование соответствующих определений и ситуаций согласно принятым в данной среде критериям оценок и образцам поведения. Эти элементы должны выступать в любом процессе приспособления, но в дальнейшем он может принимать различные виды.

Выделим разные степени приспособления:

1. Оно может ограничиться психологической переориентацией: приспособляющийся индивид знает, как он должен действовать в новой среде, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает ее (среды) систему ценностей, придерживаясь своей прежней. Обычно это явление описывается с помощью терминов конформность и независимость, которые представляют два противоположных типа поведения в новой культурной среде. Конформность — это характеристика поведения человека, выражающаяся в его внешней (поведенческой) податливости давлению среды. Независимость проявляется в способности отстаивать собственную позицию и вместе с тем избегать негативизма.

2. Приспособление может пойти немного далее и остановиться на этапе терпимости. Как среда, так и новый в ней индивид проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и к образцам поведения друг друга, признавая их равноценность. Наиболее часто встречающимся этапом приспособления является аккомодация, возникающая на основе терпимости, связанная с взаимными уступками, базирующаяся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой. Аккомодация выступает также как метод разрешения конфликтов.

3. Активное приспособление человека к изменившейся среде (группы, коллектива, общности) с частичным принятием ее норм и ценностей называют адаптацией. Адаптация имеет две формы: активную, когда человек стремится воздействовать на среду, с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить) и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению, а изменяет свои личностные характеристики.

Адаптация (от позднелатинского adaptatio — приспособление) социальная — вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой в ходе которой согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Адаптация включает физиологический, биологический, психологический, и собственно социологический уровни. Понятие адаптация возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодация (условия правил среды,»уподобления» ей и ассимиляции «уподобления» себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом отводится социальному контролю. Со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами — способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм. Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, то есть правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима адаптация. Основа этого — высокоосознанная творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды личности или группы, переход их на новый более высокий уровень.

Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определенных социальных условиях. Так, в буржуазном обществе, в котором цели личности, как правило, не сочетаются с общественными, успешная адаптация во многих случаях в принципе не возможна, в результате чего возникают различные формы отклоняющегося поведения. Понятие адаптация не используется также при анализе систем «человек—машина», социально-психологического климата групп и коллективов, асоциального и антисоциального поведения, в педагогике и психологии воспитания.

В ряде областей (юриспруденция, медицина) принят термин «реадаптация», означающей адаптацию к прежним социальным условиям после произошедших с личностью или группой изменений.

4. Наконец, выделим полное приспособление, или ассимиляцию, основанную на полном отказе от прежних образцов и ценностей и на полном приятии новых. Мы говорим, что эмигранты ассимилировались, когда они полностью восприняли язык, обычаи, образ жизни, устройство жилищ, одежду и т.п. новой страны.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какими путями осуществляется влияние культуры на общественную жизнь?

2. В чем проявляется социализация?

3. Что общего между потребностями и интересом и каковы различия между ними?

4. В какой ситуации вступают в действие ценности?

5. Что такое образцы поведения? Какую функцию они выполняют?

6. Какова роль социальных институтов в процессе социализации?

7. Чем отличается процесс воспроизводства от процесса социализации?

8. Чем отличается содержание терминов «личность» и «индивид»?

9. Назовите элементы структуры личности?

10.Назовите разные степени приспособления человека к новой культурной среде?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: